Разбираемся, чем чаще всего грешат пермские водители такси и их клиенты, где искать правды, как вести себя в конфликтных ситуациях и где искать правды, если нарушены права пассажира.
«Заказала через приложение такси с креслом для ребенка. А водила посмотрел на нас, пробормотал, что кресла нет, и сказал вызывать другое такси. Мы почти час ждали машину – в 6 вечера дело было!», – возмущенно рассказала на днях знакомая.

Часто ли пермяки жалуются на водителей такси? Где искать правды, если из-за нерадивого перевозчика улетел ваш самолет? Или таксист из аэропорта повез вас садами-огородами, так что за поездку пришлось выложить несколько тысяч вместо заявленных ранее в приложении 500 рублей? Об этом читайте в нашем материале.
Не довез ребенка и уехал
«Я вчера вечером в аварию попал. Увез пассажирку в больницу с переломом, взял другую машину и дальше поехал. За две ночи час всего спал. Пока есть возможность, надо деньги зарабатывать». Это – реальная тирада, которую произнес один пермский таксист лет 15 назад через пару часов после наступления нового года. Сейчас уже сложно представить такую ситуацию. Время бомбил и беспредела в такси, казалось бы, кануло в Лету. Рынок стал вполне цивилизованным. Хотя послушаешь знакомых, откроешь отзывы в интернете и понимаешь, что до идеала пермским таксопаркам, увы, еще далеко.
Жаловаться на таксистов чиновникам пермяки, судя по статистике, не любят. Так, если в 2023 году в Роспотребнадзор по Пермскому краю поступило 18 жалоб, то в 2024-м – всего 9. Основными претензиями стали, по информации пресс-службы ведомства, несвоевременная подача транспорта, ошибки водителей по части геолокации, отказы высадить пассажиров в указанными ими местах, изменение стоимости услуги и списание с карт клиентов денег после отмены услуги.
Не обошлось и без необычных претензий. Так, один клиент остался недоволен тем, что водитель не обеспечил в такси… комфортную температуру воздуха. Другой пожаловался на то, что «шеф» запретил садиться на переднее пассажирское сиденье и всем троим пассажирам пришлось ехать в тесноте на заднем. Доехали, но обида осталась.
Интернет помнит больше
Если жаловаться в ведомства у пермяков руки не доходят, то в интернете – вполне. На платформе 2GIS хватает разгневанных жителей краевой столицы, оставшихся разочарованными поведением таксистов и таксопарков.
Девушка заказала такси по детскому тарифу, замешкалась, пока собирала ребенка, перевела водителю деньги, чтобы он дождался, а тот взял и уехал. «Смотри, как бы ты не разбогател от этих 250₽!», – возмущенно написала пермячка.
Другая жительница Перми пожаловалась, что водила высадил девочку-подростка в незнакомом для нее районе – в дождь и с разряженным телефоном, потому что на счету у заказчика не хватило одного рубля, оплата поменялась на наличные, а денег у ребенка не оказалось. Таксист даже не попытался связаться с клиентом, чтобы решить проблему. В результате ребенок без связи целый час бродил по городу, кое-как нашел дорогу домой, а деньги за поездку все-таки списали.
«Вчера водитель такси запугал и забрал все деньги у моей дочери, еще предлагал наркотики, при обращении в организацию никто ничего не предпринял. Как выяснилось позже, водитель был не тот, кто заявлен в приложении, и что за последний месяц это не первый такой случай. В организации все знают, но ничего не делают», – рассказала пермячка по имени Валерия.
«Самое ужасное такси, на начало поездки одну сумму озвучили, по окончанию поездки абсолютно другую сумму списали, разница в 120 рублей, невеликая сумма, но очень непорядочно с их стороны», – отметила в своем отзыве Ирина.
«Супербизнес! Пригнать такси непонятно куда, простоять 10 минут и не звонить, потом уехать, снять деньги и даже не дать возможность оценить. А поддержка говорит, что деньги вернут. Неправда!», – подытожил Георгий.
«Ужасный сервис! Не рекомендую на 100%! Специально позвонили заранее, заказали такси в аэропорт на 6:00 часов. Была назначена машина, вроде все ок! Но примерно в 5:50 звонок, и автомат говорит, что машина еще не назначена. В итоге машина так и не была назначена и не приехала. Благо, удалось быстро заказать такси в другом сервисе и уехать», – отметил Максим.
«Водитель остановился на пешеходном переходе, да еще и на перекрестке, включил аварийку, после того как другим пришлось сигналить ему и объезжать по встречке. На вопрос, почему далеко уехал, ответил что-то про спутники и что он никуда не поедет! Постояли, затем проехал через квартал, сказал выходить, потом и вовсе заехал на парковку, вышел и закрыл машину со словами «Моя машина, что хочу, то и делаю». Все с головой нормально???», – возмутилась пермячка.
А если подать жалобу?
Если вы считаете, что таксопарк или водитель такси нарушили ваши потребительские права, жаловаться надо, уверен специалист юридической компании «Альянс МК» Владимир Арапов.
– Сейчас закон о защите прав потребителей работает очень хорошо, поэтому доказать вину водителя бывает достаточно просто, – отмечает юрист.
Но перед тем, как жаловаться, нужно сначала собрать материалы, чтобы доказать вину водителя. Например, что к опозданию на самолет привели не пробки или другие форс-мажорные обстоятельства, а именно действия таксиста. В подтверждение можно запросить у таксопарка аудиозапись – сейчас в машинах такси она ведется постоянно на случай ЧП. Не факт, конечно, что предоставят, но попробовать можно, считает Владимир Арапов.
Итак, вы решили не давать спуску таксисту или таксопарку, из-за которых у вас вышли неприятности. Или просто чтобы проучить недобросовестного перевозчика на будущее. Сначала нужно написать претензию в службу такси с требованием возместить убытки, советует юрист.
– В качестве подтверждения факт поездки нужно приложить чек, скриншот карты местности с обозначенным маршрутом, переписки в чате, страниц в мобильном приложении, в том числе банковском, или документы, подтверждающие расходы на такси. Если опоздали на поезд или самолет – потребуются билеты на пропущенные рейсы. Доказательства следует направить в таксопарк заказным письмом или службой доставки – для того, чтобы у вас было подтверждение о том, что вы уведомили сервис о происшествии. Если таксопарк на вашу жалобу не отреагирует, вы можете обращаться в суд, – говорит Владимир Арапов.
Кстати, на рассмотрение претензии и письменный ответ закон дает таксопаркам 30 дней.
Шеф, не гони – я жить хочу!
Жалуются пермяки не только на хамство таксистов, но и на стиль их вождения. Наверняка у большинства читателей хоть однажды, когда ехали в машине с шашечками, сердце уходило в пятки, как у пассажиров из фильма «Такси».
«Водители этого такси весьма опасные и непрофессионально работают. В последний раз таксист на скоростной трассе даже не включал дальний свет!!! Ехали практически вслепую. К тому же в бачке омывателя не было жидкости, поэтому стекло было очень грязным! Ездил опасно, не соблюдая дистанцию. Никогда больше этим такси не воспользуюсь!», – оставил свой отзыв в интернете пермяк Александр.
Если ваш водитель нарушает ПДД или опасно ведет машину, вы вправе призвать его к порядку.
– Таксист во время поездки несет ответственность за безопасность пассажира. И более того – даже после поездки. Если, допустим, вы попросили водителя перепарковаться, потому что видели у двери со своей стороны замерзшую лужу, таксист вашу просьбу не выполнил, и вы при высадке упали и сломали ногу, то по закону ответственность за это несет водитель, – отмечает Владимир Арапов.
Как попросить «шефа» ехать осторожнее, чтобы не нарваться на скандал?
– Лучше всего не делать это в форме замечания, чтобы не спровоцировать конфликт. Тем более что мы, пассажиры, бываем разные, и водители тоже насмотрелись на всевозможные проявления неадекватности со стороны пассажиров. Можно сослаться на состояние своего здоровья. Например, сказать, что «меня укачивает при быстрой езде и может стошнить». Или просто попросить ехать потише, потому что «я никуда не тороплюсь». То есть в любом случае говорить в максимально корректной форме, – отмечает практикующий психолог и руководитель психологической службы Пермского государственного гуманитарного педагогического университета Елена Береснева.
Есть ребенок – кресла нет
Еще одна беда пермских таксистов – детские кресла. Вернее, их отсутствие.
«Пожалуйста, придумайте систему проверки детских кресел в такси. С исправным креслом приезжают только четверо из пяти», – сетует пермячка по имени Юлия.
Однако требовать у водителя кресло можно только в том случае, если при заказе такси вы указали, что машина должна прийти именно с детским креслом. Пермяки, признаются сами водители такси, игнорируют этот тариф, чтобы машина пришла скорее и поездка стоила дешевле.
– Если вы скрыли, что поедете с ребенком, и водитель приехал без кресла, то он имеет полное право отказать вам в услуге, так как он отвечает за безопасность пассажиров и за соблюдение ПДД. И если он повез вас с ребенком без кресла, то он нарушил закон и его могут оштрафовать за административное правонарушение. Если вы указали, что вы с ребенком, а водителю что-то не понравилось, у него не оказалось кресла и он отказал в поездке, то можно написать жалобу в таксопарк или прямо в приложении, но в первую очередь лучше всего связаться с техподдержкой таксопарка, чтобы они помогли с другой машиной, – советует Владимир Арапов.
Если водилу понесло
Вы сели в машину, казалось бы, к нормальному водителю, а он начал творить дичь: вас не слышит, гонит, хамит. Понятно, что ни о какой защите прав потребителя в этом случае и речи быть не может. Как быть?
– Вызывать полицию не надо. Звонок еще больше разнервирует водителя, плюс полиция, пока вы в пути, к вам не приедет и не спасет вас. Поэтому нужно держаться спокойно, а по приезду сообщить об инциденте оператору таксопарка. Еще можно попробовать договориться с водителем, только вежливо, без угроз и криков. Также не помешает сообщить близким о вашем маршруте – списаться с ними или отправить скриншоты приложения службы такси или географической карты. Чтобы знали, в каком направлении искать, если с вами, не дай бог, что-то случится, – говорит Елена Береснева.
Кто защитит таксиста?
Таксисты, стоит отметить, тоже страдают от клиентов. В 2022 году нидерландские ученые из Университета Эразма Роттердамского выявили повышенный риск ментальных расстройств среди таксистов и курьеров служб доставки еды. В исследовании приняли участие более 3,6 тысячи водителей и курьеров. Причины неблагоприятного состояния – низкая оплата труда, интенсивный рабочий график и нехватка эмоциональной поддержки. Сложно представить пассажира, который с воодушевлением начнет подбадривать: «Давай! Ты сможешь объехать эту пробку за 5 минут!» или «Шеф, ты и твоя машина мне нравитесь, держи вместо тысячи пятерку».
«Обычная история – сели пьяными, простите, наблевали и за чистку салона не заплатили. Я что – драться с ними буду, что ли?». В такой ситуации рано или поздно оказывается любой водитель такси. Причем не однажды. Другая частая ситуация – когда клиенты вызвали машину без детского кресла, чтобы сэкономить на времени и деньгах, а потом устроили скандал, что в машине нет детского удерживающего устройства. Про хамство пассажиров и мелочные придирки можно вообще не вспоминать – этого «добра» у пермских таксистов каждый день хоть отбавляй.
А вообще, пермские таксисты – народ суровый, жаловаться не любят. Даже в интернете. Но иногда все-таки оставляют там вопли своей души. Вот пара из них.
«Работаю в такси на своей машине. И вот прикол — пассажиры садятся и сразу сканируют салон: «Фу, пятно, звук, запах». Жалобы лепят одну за другой. А ничего, что сами же все это и делаете? Шерсть, еда, кофе на сиденьях, хлопки дверями так, что потом панель дребезжит. Алкоголь, рыба, солярка – все это от вас же остается. Но виноват всегда водитель.
А еще бесит, когда садятся злые, срываются, потом ставят единичку просто ради настроения. Из-за этого рейтинг падает, заказов меньше. Мы же не ради кайфа в пробках стоим – у всех семьи, дети, свои дела. Такси – это возможность хоть как-то жить. Но нет, для пассажиров мы всегда крайние».
– Часто пассажиры сами разговаривают с водителями такси достаточно резко, и это провоцирует конфликты. В любом случае надо всегда оставаться человеком и максимально вежливо взаимодействовать с шофером. И тогда конфликтных ситуаций и проявлений неадекватности будет возникать гораздо меньше, – советует Елена Береснева.