spot_img

Пионер жанра Илья Друзьякин о зарождении в Перми электронной сцены

Еще четверть века назад электронная музыка была чем-то вроде экзотики, понятной лишь передовым меломанам. О том, как зарождалась в Перми электронная сцена, рассказал пионер жанра Илья Друзьякин. Он и еще два десятка команд выступят 7 ноября на фестивале «Пермская волна. Электронная музыка».

Расскажите, как и когда зарождалась электронная музыка в Перми? И что это была за музыка?

— Электронная музыка в Перми возникла на рубеже 1980–1990-х годов. Из пионеров могу вспомнить группу Overkill из Полазны, Виктора Ерастова, Михаила Липкина и Эдуарда Андриянова, студию «Грамма», группы «1 апреля» и «Шоколад Виктория». Ориентировались они в то время на ту музыку, что была доступна в советских студиях звукозаписи. Это было евродиско, синти-поп, поп-рок, эстрада, арт-рок и немного подпольного винила с «балки» (неформальная точка обмена винила на ЦКР). Та немногочисленная информация, которая попадала к музыкантам, тут же копировалась в собственных произведениях. Возникали группы-подражатели. Ориентировались электронщики на «кабак»: что было модно в кабаках, то примерно и делали. Яркий пример — «Шоколад». Это русское евродиско с элементами синти-поп.

Как обстояли дела с аппаратурой и репетиционными помещениями?

— Никакой аппаратуры и реп-точек в городе практически не было. Базами были аппараты ресторанов «Кама», «Прикамье», «Нева», а также эстрадно-джазовых коллективов в домах культуры и студенческих клубах. Например, «Бригантина» в универе, «Кругозор» в политехе.

Количество японских синтезаторов в городе можно было сосчитать по пальцам. Стоили они страшно дорого! Доступ к ним был по очереди за неделю вперед или по ночам. Были, конечно, советские синтезаторы, но они не ценились, так как не имели интерфейса управления MIDI.

Может быть, вспомните какие-нибудь курьезы из того времени, связанные с выступлением электронщиков?

— Помню, устраивали мы в 1991 году в политехе концерт-перфоманс с проносом по сцене огромной головы Ленина и разными идиотскими номерами. В середине концерта был запланирован спецэффект — микрофон, в который только что пел исполнитель, а после уходил со сцены, должен был взорваться. Но заряд был рассчитан неверно, и бабахнуло так, что чуть стекла в актовом зале не вылетели… Первым очнулся хозяин колонок и заголосил: «Аппарат сожгли!» В общем, все были в шоке.

Насколько электроника была тогда востребована в Перми?

— Свой первый проект, позиционировавшийся как электронная музыка, Daddy Has Hanged (DHH) мы создали в 1992 году с появлением в радиокомитете политеха прекрасной базы для создания электроники. До тех пор термином «электроника» никто всерьез не оперировал. Первый концерт группы состоялся осенью 92-го в «Арлекине». Вместе с Борисом Бейлиным мы сделали, не побоюсь этого слова, первое в городе модное пати. Играли три экспериментальные электронно-живые группы. Стиль DHH тогда был смесью английского электронного панка (The Shaman, ORB, Front 242, групп Kraftwerk и Yellow) и некой электронной эстрады. В то время о рэйвах Ибицы, эйсид-хаусе (acid house) мы ничего не слышали. Это пришло только через несколько лет. Круг наших почитателей был вначале человек 50, затем постепенно увеличивался. В то время к нам был интерес прессы: молодежные газеты брали интервью, на телеканале «Рифей» выходили часовые передачи с подробными отчетами о наших тусовках. В бывших комитетах комсомола нас стали звать «черные братья» и «темномутанты» и приглашали на отчетные концерты студенческой самодеятельности города.

Основными же нашими слушателями были меломаны той, еще советской, закалки, которые и в стужу, и в жару меняли или продавали пластинки на «балке» Колхозного рынка.

Наш музыкальный багаж со временем увеличивался, особенно с приходом DHH на первое в городе FM-радио «Максимум» в 1994 году. Там мы получили доступ к самой богатейшей в городе фонотеке. В это же время Илья Тюпаев и Саша Крюков открыли первый в городе музыкальный магазин CD из Европы и Америки. И появился системный доступ к информации о реальных трендах того времени. Соответственно, и наша музыка менялась — второй альбом был уже в технотрансе и этнотрансе.

Беседовал Дмитрий Михеенко

Полную версию интервью читайте на сайте «Пермской трибуны»: http://tribunaperm.ru/2015/11/02/pioner-zhanra-ilya-druzyakin-o-zarozhdenii-v-permi-elektronnoj-stse…

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Пермском крае стартовал сезон клещей

В Минздраве напоминают о необходимости вакцинации для собственной безопасности

Пермячку убедили в том, что на ее имя взяли огромные кредиты на поддержку ВСУ

В итоге из-за мошенников у неё теперь кредит на 3,5 млн рублей

В 2024 году начнут работы на дорогах, которые были запланированы на 2025 год

В Прикамье планируется привести в порядок более 50 км дорог и отремонтировать 11 мостов и путепроводов