Экспозиция, призванная поддержать невероятно популярный проект Третьяковской галереи, открылась 28 января.
Пермская выставка — это своеобразное послесловие к крупному выставочному проекту Третьяковской галереи «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», который произвел большой ажиотаж и стал самым успешным в истории Третьяковки. В Москве люди выстраивались в огромные очереди, чтобы насладиться работами одного из лучших российских художников, эта выставка стала самой посещаемой в истории музеев СССР и России.
Весьма удачно, что в собрании Пермской галереи также есть произведения Серова, которые представляют высокую художественную ценность. На местной выставке будет представлено три живописные и восемь графических работ.
Живописная работа «Портрет композитора Александра Николаевича Серова» (1889) находится в коллекции галереи с 1946 года. Это первый вариант портрета, находящегося в Русском музее в Петербурге. В нижней части холста есть любопытная надпись: «Портрет работы В.Серова. Подлинность удостоверяю. Савва Мамонтов».
Заслуживают внимания и две другие живописные работы — «Пейзаж» (1904) и «Катание на масленице» (1908). Небольшой по размерам холст «Катание на масленице» поступил в Пермскую галерею в 1928 году. До 1917 года он находился в собрании Аркадия Вениаминовича Руманова — юриста, журналиста, мецената, коллекционера. В конце 1918 года после семи арестов он эмигрировал через Скандинавию сначала в Англию, потом — во Францию. Национализированные после эмиграции владельца произведения разошлись по многим музеям бывшего СССР.
Работа «Конный двор. Домотканово» (1902) выполнена в технике пастель. Домотканово — имение в Тверской губернии, принадлежавшее Владимиру Дмитриевичу Дервизу, ближайшему другу Серова еще со времен учебы в Академии художеств, мужу его двоюродной сестры, связано с ощущением личного счастья. Здесь семья Серовых жила подолгу. Это не просто географическая точка — это место, где были написаны многие шедевры мастера. Именно в Домотканово художник открыл для себя поэзию деревенского пейзажа.
Поэтичен карандашный рисунок «Абрамцево». Это место, наряду с Домотканово, было особенно дорого Серову. Своеобразные свободные летние творческие мастерские, возникшие в имении Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, которое принадлежало известному русскому промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову, сыграли в жизни Валентина Александровича очень важную роль.
Графический портрет А.П. Трояновской был выполнен в 1905 году. Анна Петровна Трояновская, супруга И.И. Трояновского — врача, собирателя картин, близкого знакомого В.А. Серова, А.П. Чехова, И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, В.Д. Поленова и других деятелей русской культуры.
Также на выставке демонстрируются и небольшие наброски мастера: зарисовка «Царская охота. Борзые. Гатчина», «Базар», «Три мужика», «Натурщик», «Натурщица». Особенную ценность представляет графика Серова, так как демонстрирует работу художника в непривычной для многих технике. Полное представление наследия Валентина Серова из коллекции Пермской галереи будет показано впервые. Также зрители выставки получат возможность увидеть в электронном варианте работы Валентина Серова, представленные в Третьяковской галерее.
Справка
Валентин Серов — один из крупнейших мастеров русской и европейской живописи ХIX века. Три десятилетия его творчества составили переломную эпоху в русской живописи. Одни называли его традиционалистом, другие — новатором, отвергавшим рутину, косность, устаревшие каноны. Валентин Серов является автором таких известных работ, как «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Девушка, освещенная солнцем».