spot_img

Круги на воде. Психологи рассказали о связи инцидента в школе № 127 с другими регионами

Инцидент в пермской школе заставил специалистов еще раз задуматься над вопросом психологической помощи подросткам, а также организации их досуговой жизни. «В курсе.ру» пообщался с психологами на тему подростковой агрессии, а также попытался выяснить, почему после происшествия в Перми подобные инциденты стали происходить и в других регионах России.

Истоки

«Трагедии можно было бы избежать» — пишут эксперты и журналисты о происшествии в пермской школе. С этим тезисом трудно спорить: о психическом нездоровье одного из зачинщиков инцидента действительно знали, но радикальных мер принято не было, а последствия оказались непоправимыми как для пострадавших, так и для самих подростков. Ранее «В курсе.ру» подробно рассказывал о случившемся.

Всему виной агрессия

По мнению пермских психологов, подростковый период — намного сложнее, чем иногда представляют себе родители. Именно в момент полового созревания можно потерять контроль над агрессией ребенка, и тогда он легко перейдет границы дозволенного.

— Когда мы говорим об агрессии, то нужно понимать, что девиантное или отклоняющееся поведение идет в структуре подросткового кризиса, провоцируемого пубертатным периодом. Головной мозг не развит окончательно, а вместе с этим у подростка нестабильный гормональный фон, проявляется агрессия, инстинкт самосохранения также еще не развит окончательно, — рассказывает психотерапевт Татьяна Семашко. 

— Дети растут под влиянием семейного воспитания, лично считаю, что за детской агрессией стоят взрослые. Она сопровождается рядом эмоций, и если агрессия начинает проявляться, то это сигнал, что ребенок испытает тревогу, раздражение, обиду или одиночество. Отсюда происходит формирование черт характера ребенка, — отмечает Александра Бергфельд, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ.

Пути решения

Сейчас в Пермском крае идет активная работа по ужесточению охраны в школах, а также проходят всеобщие родительские собрания и проверки. В ходе следствия становятся известны новые факты произошедшего. Но виновными в инциденте можно назвать не только подростков: родители, которые не проконтролировали несовершеннолетних, и социальные службы, которые долго бездействовали. Эксперты объясняют это тем, что в современных школах полностью отсутствует система психологической поддержки учащихся.

— В советское время вопрос психологической помощи ставился немного иначе. Мы регулярно наблюдали психологически неустойчивых подростков, могли отправлять их на диспансеризацию. Сейчас всеобщая демократичность привела к тому, что новые правила об оказании психиатрической помощи резко ограничили наши возможности. Нападавший подросток имел проблемы, но ни родители, ни педагоги, ни школьный психолог информацию о проблеме не передали, — говорит Татьяна Семашко.

— В школах должны продолжать работать психологи. Сейчас складывается такая ситуация, что ставки школьных психологов сокращаются и фактически перед ним начинают ставить другие задачи. Психологи больше ориентированы не на практические занятия по регуляции негативных явлений, а на экстренную работу в режиме «скорой помощи», и уже постфактум диагностируют нарушения в психике детей, — считает Елена Бергфельд.

Стоит отметить, что психологи единогласно заявляют о важности макросоциального мира подростка. Особенно сейчас — в период бурного роста количества информации.

— Интернет дает возможность искать то, что хочется ребенку. Соответственно, нестабильные подростки начинают искать то, что им ближе — сцены агрессии и злобы. Особенно опасно, если они где-то увидят одобрение таким поступкам. Агрессии нужна реализация, главное — делать это конструктивно, — комментирует клиническй психолог Елена Буслович. — Например, отдавать ребенка в различные спортивные секции или заниматься с ним самостоятельно.

Также работа должна происходить не только в образовательных учреждениях, но и дома. По мнению Александры Бергфельд, родителям надо осуществлять контроль за действиями детей, но не становится надзорным органом. Практика «запретов» здесь не подойдет, с ребенком нужно разговаривать, давать возможность обозначить проблемы. В свою очередь, деятельность подростка должна быть организована, так как ее отсутствие приводит к дезорганизации в поведении. Ребенок перестает понимать, что от него ждут, он не знает, какие границы поведения существуют. Поэтому их нужно устанавливать еще в детском возрасте.

Новости из других регионов

Буквально через пару дней после инцидента в пермской школе подобные ЧП произошли еще в ряде других российский учебных заведений. Причем сценарий примерно один и тот же: подростки 15-16 лет врываются с ножами или другим оружием в класс помладше и нападают на детей и учителя. 

— Психологическое развитие проходит определенные этапы как раз в период полового созревания. Для того чтобы личность была социально зрелой, нужно пройти этап группирования. Такое абсолютно нормальное и логичное поведение необходимо для того, чтобы у человека выработался социальный иммунитет. В структуре этих отношений подросток формирует некоторые алгоритмы: социальная роль, что нравится и не нравится, может ли он один пойти против общественного мнения или быть ведомым. И когда педагоги или психологи упускают этот момент, дети начинают сами отрабатывать алгоритмы поведения, которые зачастую носят девиантный характер, — отмечает Татьяна Семашко.

Психологи говорят, что причиной подобных происшествий в других школах может быть стремление подражать.

— Подражание — это нормальное желание подростков. Но в качестве идеалов они выбирают не очень благоприятные фигуры. По большому счету опасность и риск есть у любого региона в силу существующих социальных сетей, — отметила Александра Бергфельд.

Сейчас полиция проверяет версию о взаимосвязи нападений на школы через соцсети. 

В силах каждого

Можно бесконечно долго искать виновных в случившемся, но главным выводом должно стать то, что основы нашего мировосприятия закладываются в раннем детстве. Главная задача, которую должны себе поставить родители, — действительно заниматься воспитанием своего ребенка. «Здесь не бывает мелочей», — говорят эксперты. Любой, пусть даже самый мелкий, конфликт может перерасти в обиду, которая спустя время нанесет непоправимый удар. Поэтому в силах каждого родителя сесть и поговорить с собственным ребенком.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Перми будут судить банду сутенеров

Перед судом предстанут 17 человек

Родители Перми сдали ЕГЭ по истории

Участие в акции помогает родителям познакомиться с правилами ЕГЭ и помочь сдать экзамен своим детям

В Перми за проезд в общественном транспорте можно будет платить улыбкой

Внедрением такой функции занимается пермская IT-компания