spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

В Перми строгий педагог заставил 4-классницу прыгать до изнеможения

1 апреля в пермскую школу № 10 приезжал министр образования Дмитрий Ливанов. Вместе с губернатором и высокопоставленными чиновниками правительства региона федеральный министр посетил технопарки, созданные в школе, позиционирующей себя как IT-школа будущего. Сложно предположить, что за красивой вывеской новой капитальной отремонтированной и оснащенной по последнему слову техники школы могут скрываться многочисленные нарушения и жестокое обращение с детьми.

Упал — отжался!

В редакцию портала «В курсе.ру» поступило обращение от родителей учеников начальной школы МАОУ СОШ № 10 города Перми о жестком обращении с их детьми. Аналогичные заявления сегодня поступили прокурору Свердловского района Валерию Подгайному и уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае Павлу Микову.

Родители сообщают о фактах жестокого обращения с детьми. Так, учитель физкультуры, добиваясь сдачи нормативов, заставляет младших школьников усердствовать до изнеможения. Не сдал норматив — прыгай на скакалке, пока не сдашь. По словам родителя, десятилетний ребенок, выполняя указания учителя, прыгал на скакалке, пока не выбился из сил, потом стал плакать, а учитель заставляла выполнять упражнение дальше.  

Родители учеников младших классов рассказали «В курсе.ру», что у учительницы физкультуры существует такая практика: в виде наказания выставить ребят в шеренгу и заставить стоять весь урок. Кроме того, по словам родителей, в начальной школе вообще практикуются публичные унижения детей: ребенка могут поставить перед всем классом и обсуждать его поведение в течение урока. «Учительница говорит, какой мальчик (девочка) плохой и просит весь класс дружно приводить тому доказательства. И класс дружно под руководством педагога (!) занимается травлей своего одноклассника. В старших классах такую практику по понятным причинам применять не представляется возможным, а малыши — чудесный объект для самых изощренных манипуляций со стороны таких горе-педагогов», — сообщил нашему порталу один из родителей. 

Самостоятельность как нарушение дисциплины

Семейный психолог высшей категории Надежда Керова в беседе со «В курсе.ру» обратила внимание на то, что учитель, имея власть над детьми, «не всегда аккуратно может ею распорядиться, а ребенок не может сказать ему «нет», поскольку любая самостоятельность расценивается как нарушение дисциплины».
«Учителю важно развитие детей, чтобы они усваивали учебную программу, получали нужные навыки. Поэтому предполагается, что за любым авторитарным поведением учителя стоят благие намерения, даже если они довольно эгоистичны. С другой стороны, любой человек, который работает с детьми, имеет власть и не всегда ею может аккуратно распорядиться. Важна и подоплека конфликтной ситуации: что ей предшествовало? Другой вопрос состоит в том, насколько ребенок внутренне свободен и может ли он отказаться выполнять некомфортное задание, попросить помощи у других взрослых. Но не стоит забывать, что подобное чаще всего происходит во время урока, и какие-либо проявления самостоятельности для ребенка означают нарушение дисциплины. На это не просто решиться», — отметила Надежда Керова «В курсе.ру».

Школа: у нас всё хорошо

Однако, как оказалось, администрация школы № 10 знать не знает ни о каких нарушениях. Как рассказала «В курсе.ру» Полина Бондаренко, заместитель директора школы, курирующая начальные классы, жалоб на работу учителя физкультуры Светланы Н. не поступало. «Я хорошо знаю этого педагога, она обладает необходимой для преподавателя физкультуры строгостью. Она, конечно, может потребовать от детей на уроке в строгой форме сделать те или иные упражнения, но превышения прав учителя за ней не замечено. У Светланы Н. большой опыт, она — не начинающий педагог», — сказала Полина Бондаренко.

Павел Миков: результаты проверок вызывают сомнения

Гораздо более осведомленным о ситуации дел в данной школе оказался уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. Он рассказал «В курсе.ру», что жалобы на педагогов школы № 10 поступают к нему с завидной регулярностью. Заявления касались и недобросовестного отношения к преподаванию ряда дисциплин, а также жесткости учителя физкультуры. «За последнее полугодие мне поступило несколько жалоб от родителей начальных классов школы № 10. Заявители сообщали о том, что в некоторых младших классах уроки ведутся самими детьми. А также — жалобы на учителя физкультуры Светлану Н. Несколько раз по моей просьбе департамент образования администрации Перми организовывал проведение ведомственной проверки в этом учреждении. Но в ответе, который направил мне департамент, в сущности, говорится о том, что в школе все хорошо, а заявителям было рекомендовано в случае возникновения вопросов обращаться в отдел образования Свердловского района», — говорит Павел Миков.

Однако поступление новых жалоб свидетельствует о том, что проведенные проверки носили сугубо формальный характер. «Появление новых обращений от родителей о нарушении прав учащихся младших классов школы № 10 говорит о том, что проверка со стороны департамента была проведена формально. По всей видимости, проверяющие ограничились получением объяснительных от учителей и директора, с родителями никто не работал. Поэтому такие результаты вызывают сомнения в ее объективности», — говорит Павел Миков.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае отметил, что теперь он вынужден принять более жесткие меры реагирования. «В связи с тем, что новые жалобы на нарушения в этой школе продолжают поступать, я буду выходить с ходатайством в комиссию по делам несовершеннолетних города Перми о проведении уже межведомственной проверки соблюдения прав ребенка в данном конкретном образовательном учреждении», — заявил Павел Миков.

О корпоративной солидарности и совести

Корпоративная солидарность — штука сильная. Администрация школы может сколько угодно не реагировать на сигналы родителей. Можно долго говорить, что все хорошо и не принимать никаких мер. Только в таком случае единичные нарушения становятся системой. А самой ситуацией уже призваны будут заняться люди, имеющие отношение к абсолютно другому ведомству.

Недавно прокуратура Челябинской области решилась на обнародование громкого дела. В Златоусте против учительницы начальных классов было возбуждено уголовное дело о жестоком обращении с детьми. По мнению прокуроров, классный руководитель первоклассников оказывала на детей «психологическое и физическое воздействие», а также задавала им в обязательном порядке чрезмерно сложные для их возраста задания и выставляла за них оценки в нарушение приказа Минобрнауки.

По данным прокуроров, с сентября 2015 г. по апрель 2016 г. она «применяла в отношении учеников первого класса недопустимые способы воспитания: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбляла детей».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости