Социологи отмечают, что в России укореняется магическое сознание и отказ от понимания причинно-следственных связей.
Современную форму мышления в России активно вытесняет древняя мифологическая, в том числе за счет активного распространения религии, сообщают ученые. За 25 лет исследований «Левады-центра» доля тех, кто считает себя православным, выросла в четыре раза — до 77%, пишет «Коммерсантъ». При этом 61% россиян вообще не читали Библию, в Бога верят всего 40%, а регулярно участвуют в церковной жизни лишь 4-7%.
«Обращение к православию — это своего рода заклятие от несчастий, а также некая страховка на жизнь после смерти», — уверены в «Левада-центре». Это подтверждает и запрос на магическую защиту. Повсеместно распространились магические артефакты — иконки в машинах, обереги, амулеты. Эту роль играют и мощи святых — к ним в надежде на чудо выстраиваются многодневные очереди.
Согласно опросам, в 1990 году в сглаз и порчу верили 38% россиян, в 2012-м — 59%, но более свежих данных нет. Показательны данные опросов: в честность предстоящих выборов в Госдуму верит 47%, в колдовство — 48%, а в ясновидение — 55%.
Социологи уверены в том, что вера в магию влияет на экономику. Для российских компаний, по данным Всемирного банка, проблема нехватки людей с критическим мышлением находится в тройке самых актуальных. Отрасли нужны люди, которые способны обнаруживать проблемы, искать и анализировать идеи для их решений.
В России на исходе ресурс естественнонаучного понимания мира, которое шло от средней школы. Вместе с православием насаждается креационизм, происходит фундаменталистко-религиозная обработка сознания, говорят социологи. Однако в результате люди приходят не к христианству, а к укреплению суеверий и магического представления о мире.
Как подсчитали исследователи С. Рязанцев и Е. Письменная в работе «Эмиграция ученых из России: циркуляция или утечка умов», за последние 20 лет Россию покинули 70-80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков. Вместе с этим все чаще на естественнонаучных факультетах вузов рассказывают о божественной природе благодатного огня и «плохих» паразитах, появившихся в результате грехопадения.