spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Кадровый голод и работа с госорганами: как развивается IT в регионах

С какими вызовами имеют дело региональные IT-компании в России, как они выходят на федеральный и международный рынок, и что изменилось на фоне пандемии? Об этом рассказали Вячеслав Кислицын и Сергей Калагин, эксперты пермской IT-компании Reactive

Поиск и сохранение кадров

На российском рынке дефицит специалистов, компаниям приходится буквально охотиться за ними. В Пермском крае около 1700 IT-компаний, свободных профессионалов не хватает. По данным «Обзора рынка ИТ-вакансий» 2019 года от «Яндекс», спрос на IT-специалистов в Перми растет быстрее всего в России. Москва – лишь вторая по темпам роста.

Именно в Пермском крае появились некоторые успешные IT-продукты. Например, виртуальная доска Miro. Ей пользуются как международные компании вроде Netflix, Twitter, Spotify, так и обычные учителя, репетиторы.

В Reactive  сейчас два типа специалистов: штатные и на аутстаффинге. Общая численность колеблется от 50 до 70 человек, в зависимости от количества и масштаба проектов. Штатные сотрудники – основа команды. Это около 30 человек: разработчики, бэкенд-специалисты, фронтенд-специалисты, аналитики, дизайнеры, менеджеры. Компании необходимо всегда иметь возможность реализовать своими силами большой проект. 

Конкуренция за кадры не ограничивается пределами региона: часть специалистов переходит во «ВКонтакте», «Яндекс» или зарубежные компании. Местным игрокам приходится изобретать свои способы сохранения сотрудников. Зарплаты, выше средних по региону, все же не могут соревноваться со столичными зарплатами и доходами, возможными за границей. Психологический комфорт, атмосфера взаимного доверия, гибкий график, полное покрытие расходов на профессиональное обучение – вот возможные инструменты укрепления корпоративной среды. 

Сотрудничество со специалистами на аутстаффинге – это подушка безопасности на случай кризиса и дополнительный ресурс для компании. За их работу необходимо платить больше, потому что есть посредник. Кроме того, договоренность может быть об оплате «фулл-тайм», вне зависимости от простоев и наличия рабочих задач. В такой ситуации компания заработает меньше, однако в случае кризиса может просто не брать внешние команды на проект. 

Взаимодействие с клиентами

IT-компании имеют дело с несколькими категориями клиентов: это сектор B2B, малый бизнес, государственные структуры и крупные IT-компании, которые разрабатывают свой продукт. 

Политика взаимодействия может быть разной. Есть региональные игроки, которые ориентированы на сотрудничество с малым и средним бизнесом, создание корпоративных сайтов и реализацию небольших проектов. Однако перспективы роста более реальны в другом направлении: в работе с крупными компаниями и государством. 

В сотрудничестве с госструктурами есть определенные риски, среди которых: жесткие сроки и сверхурочные работы, демотивация сотрудников, штрафы до 30% от общей стоимости проекта, попадание в реестр недобросовестных предпринимателей, отсутствие предоплат. Компания должна иметь возможности, достаточные для продолжительной реализации проекта на собственные деньги. Как следствие – далеко не всем подходит такой формат. Среда низкоконкурентна, но имеет свою специфику, в основе которой – тендерная система.

Reactive сотрудничает в основном с местными структурами: Правительством Пермского края, Администрацией Перми. Кроме того, работают с Московской областью и Камчаткой. Но найти заказы за пределами своего региона непросто – всё завязано на тендерах, а технические задания к ним могут быть специфичны. В каждом регионе уже есть свои компании, которые «заточены» под эти госзаказы.

Крупные компании, которые занимаются собственным web-продуктом (такие как «Яндекс»), интересны в качестве партнеров. Однако работа на условиях подряда имеет свой недостаток: невозможность использовать результат в портфолио. Поэтому для некоторых региональных web-студий в приоритете работа над проектами, в которых всё, от аналитики до дизайна, будет сделано своими силами.  

Как происходит поиск клиентов? Многое зависит от личного подхода менеджеров и руководителей компании. Часть клиентов приходит по знакомству. Работает и так называемое «сарафанное радио»: когда клиенты идут, увидев успешную реализацию другого проекта. Дополнительно подключаются инструменты SMM, бренд-маркетинг, контент-маркетинг, холодные продажи. Еще один вариант – форумы, на них бывает организована биржа деловых контактов. Отдельный поток заказчиков приходит с сайтов профильных рейтингов. Например, театры предпочтут обратиться к тем, кто уже зарекомендовал себя в области культуры и искусства. Одним из самых эффективных рейтингов в этом смысле считается «Тэглайн». Клиенты часто ориентируются на середину списка, чтобы соотношение между ценой и качеством было оптимальным. 

Как повлияла пандемия коронавируса, и что будет дальше? 

Сфера IT оказалась самой подготовленной к переходу на дистанционный режим: часть специалистов работали удаленно и раньше. Особенно гибкими и адаптивными проявили себя небольшие компании, в то время как внутри крупных коммуникация и контроль процессов порой затруднены.

Студии, работающие по Agile (это гибкие методологии разработки программного обеспечения), перенесли их на виртуальную коммуникацию: ежедневные утренние созвоны, интернет-планерки, закрытые созвоны для менеджеров. Всё это способствует эффективной организации труда небольших творческих групп. 

На Reactive пандемия, конечно, тоже повлияла. От компании ушли несколько крупных клиентов, потому что их индустрия сильно пострадала. Они были из сферы общественного транспорта и грузоперевозок. 

Если говорить о перспективах развития регионального IT-сектора в будущем, и о том, что будет после пандемии, то лучшим решением будет ориентация на сотрудничество с государством и крупными компаниями. Есть ощущение, что это единственно верный курс, после того, как остальной бизнес практически «вымер», а тот, что жив, пользуется готовыми конструкторами сайтов. Кроме того, в Reactive стараются отдавать предпочтение технически сложным проектам и параллельно разрабатывать свой продукт. 

По мнению эксперта, глобально нет принципиальных различий между московской IT-студией и пермской. Многие компании-разработчики, которые запускались в начале нулевых и выжили, – все находятся в ТОП-20 России в своей категории. Основатели некоторых веб-студий не пошли на федеральный рынок: в регионе было достаточно клиентов, и они сидели спокойно. В результате это отразилось на узнаваемости. Они менее известны. А процессы, технологии, специалисты – на том же уровне, что и в московских студиях. Далеко не все профессионалы имеют желание переезжать: есть те, кому нравится дома.

IT-компании в российских регионах оказывают влияние и на рынок труда, и на экономические процессы, и на проекты госструктур. На фоне общей нехватки рабочих мест, индустрия IT наоборот испытывает нехватку сотрудников и готова вкладывать в них большие средства – тем самым создается тренд на образование и компетенции именно в этой сфере. 

Проекты IT-компаний кросс-граничны –  в итоге деньги и другие ресурсы притягиваются из других регионов и стран. Гиганты в области IT готовы делегировать проекты региональным командам, у которых хорошо настроены процессы удаленной работы. И наконец, государственные структуры признают пользу и высокий престиж IT, учатся взаимодействовать с IT-компаниями, использовать технологии и платформы в своей работе. Такие тренды вселяют надежду на развитие не только российских IT-технологий, исследований и бизнеса, но и местного производства высокотехнологичного оборудования и гаджетов. Отрасль IT может стать локомотивом экономического развития для регионов, где будут созданы соответствующие условия.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермское отделение партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» особое внимание уделяет содержанию многоквартирных домов

На заседании фракции обсудили состояние жилищного фонда Пермского края и качество управления многоквартирными домами

Пермская краевая музыкальная школа продолжает прием заявок от будущих учеников

Для того, чтобы попасть в образовательное учреждение, необходимо пройти прослушивание