Психологи Пермского университета изучили взаимосвязь прокрастинации (сознательного откладывания выполнения дел) с саморегуляцией и чертами личности. С помощью исследования ученые изучили факторы, которые могут спрогнозировать ее появление.
Согласно исследованию, прокрастинации подвержены около 95% учащихся, а 60% из них и вовсе не могут преодолеть ее самостоятельно. Ранее прокрастиницию связывали с внешними факторам — скучные, монотонные задания, которые необходимо выполнить, — или индивидуальными особенностями, например, вечерний хронотип — «сова». Зависимость прокрастинации от особенностей саморегуляции и черт личности в России впервые изучила Наталья Руднова, аспирант кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ, под руководством доктора психологических наук Дмитрия Корниенко.
Психологи определяли уровень прокрастинации участников в возрасте от 17 до 60 лет, а также выявляли особенности саморегуляции и склонность к проявлению различных черт характера. Было обнаружено, что откладыванию дел больше подвержены эмоциональные люди — тревожность и возбудимость мешает им приступить к заданию, а это вызывает чувство вины, запуская «цикл промедления».
Меньше всего склонность к прокрастинации проявляется у добросовестных, честных и экстравертированных людей, так как они вырабатывают привычку к самодисциплине, организованности, смелости в общении и готовности взаимодействовать. Дополнительными качествами, полезными при борьбе с прокрастинацией, психологи назвали способность осознанно регулировать собственную деятельность — планировать дела и продумывать этапы реализации.
На основе проведенного исследования в дальнейшем ученые планируют заняться разработкой практических рекомендаций по преодолению прокрастинации.