spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Пять шагов назад. «Небесная ярмарка» может повторить судьбу театра Теодора Курентзиса?

Прикамье давно превратилось в третью культурную столицу России — тысячи туристов собираются на наших спортивно-массовых мероприятиях, на всю страну гремит Дягилевский фестиваль, Теодор Курентзис принес пермскому театру всемирную славу.

Этим летом Наталия Шостина объявила о завершении проекта KAMWA, который проводили в регионе 13 лет, в очередной раз был отменен фестиваль Rock-Line, а маэстро и вовсе покинул город. В минувшие выходные завершилась «Небесная ярмарка», которая рискует повторить судьбу главного дирижера страны.

На седьмом небе

В последние годы Кунгур прославился своим Международным спортивно-зрелищным фестивалем воздухоплавания «Небесная ярмарка» — это брендовое мероприятие для нашего края, включенное в «Национальный календарь событий в России». 29 июня прошла церемония открытия XVIII фестиваля и Кубка России по спорту сверхлегкой авиации.

Чего мы ждали? Одного из самых эффектных шоу этого лета. Судите сами: в 2014 году фестиваль стал лучшим проектом по популяризации событийного туризма во Всероссийском конкурсе «Russian Event Awards», а в 2017 году получил Премию Правительства РФ за достижения в области туризма.

И что мы в итоге получили?

Не зажгли

Мы поучаствовали в мастер-классе по изготовлению бумажных самолетиков, послушали приветственные слова официальных лиц и вняли призыву «поднимите ваши ручки». Вот только на идейной составляющей праздника очень сильно сэкономили.

Главной фишкой церемонии открытия стали артисты Никита Савостин и группа «Хэппи» — именно их выступление в итоге и вытянуло мероприятие, играли ребята от всей души. Одно «но» — сама программа уже была ранее представлена в Перми. По словам очевидцев, та же ситуация была и на церемонии закрытия — «Шоу барабанов» приехало на фестиваль из краевой столицы. В итоге вместо оригинального концерта кунгуряки и гости праздника (большая часть которых — пермяки!) получили кусок программы со Дня города Перми. Позвольте, но разве международный фестиваль не достоин эксклюзивного шоу?

Впрочем, шоу вполне могло бы спасти зрелище огромных шаров, но нелетная погода не позволила аэростатам подняться в небо. Ситуация повторилась и на церемонии закрытия во время традиционного «Танца слонов», так и не сумевших взлететь. Конечно, это не вина, а беда организаторов. В конце концов, за 18 лет существования «Небесной ярмарки» непогода не раз срывала все планы и портила настроение посетителям.

12 злобных зрителей

Для того чтобы увидеть церемонию открытия собственными глазами, совсем необязательно было бороться с непогодой в Кунгуре — во время фестиваля традиционно организовывается бесплатная интернет-трансляция. В этом году посмотреть шоу и пообщаться с организаторами можно было на официальной странице «Небесная ярмарка — 2019» Вконтакте.

Кстати говоря, многие онлайн-зрители остались недовольны:

«Я в шоке! Это просто разочарование года! Люди ехали из разных городов, чтобы увидеть ЧТО?», «Странный репертуар они выбрали», «Самое плохое открытие за все время!», «Программа очень слабая, в прошлые годы гораздо лучше было»

Десятки подобных комментариев разбавили шквал жалоб на плохое качество трансляции.

«50 тысяч человек, которые приезжают ежегодно, считают иначе!», — отреагировала на негатив администрация официальной страницы.

Так что же пошло не так? Говорят, что десять тысяч леммингов не могут ошибаться. А пятьдесят тысяч зрителей?


Фото: Константин Рычин

Рейдерский захват культуры?

После церемонии открытия нам удалось пообщаться с экспертом в области эвент-событий

режиссером городских и краевых мероприятий, преподавателем высшей категории Рутулите Фаиной Вацлавасовной, которая предложила свой ответ на вопрос: «Как умирают фестивали?»

— Заявленное количество зрителей приезжало увидеть шоу, созданное другими людьми. В этом году организацией «Небесной ярмарки» занимался не тот коллектив, который делал ее последние восемь лет.

— А что случилось с предыдущими организаторами?

— Кратко говоря, результаты их работы не удовлетворили чиновников, и последние решили вмешаться в организацию фестиваля. Та же история что и с Курентзисом, KAMWA и другими пермскими проектами.

— Но в прошлом году на «Небесной ярмарке» присутствовали первые лица региона, и мероприятие прошло на очень достойном уровне. Да и зрители остались довольны, что немаловажно!

— Тем не менее в этом году мероприятие готовила новая творческая группа, одобренная прикамским Минкультом.

— И почему же министерским ставленникам не удалось показать нам класс?

— Подведомственное учреждение просто не может сделать хорошо. Они работают за зарплату, не вкладывают в это дело душу и сердце, не ищут спонсоров, не живут этим мероприятием!.. Одни работают для зрителей и участников, а другие просто для галочки. Случившееся — типичный пример того, как умирают фестивали, когда в их организацию вмешиваются чиновники, отбирают их, а затем убивают.

Стоит отметить, что, по словам нашего собеседника, в прошлом году организаторы церемонии фестиваля «Небесная ярмарка» не только показали зрителям эксклюзивную программу, но и привлекли дополнительные спонсорские средства в размере 2,5 млн рублей, а также безвозмездно передали кунгурской школе воздухоплавания тепловой аэростат.

Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с режиссером Константином Рычиным, но он отказался от комментариев:

— В этом году мы на фестивале в гостях. Пусть зрители сами все увидят и сделают выводы!

 «Осторожно, Собчак!»

На прошлой неделе на YouTube-канале «Осторожно, Собчак!» (16+) вышло очередное интервью, где Ксения побеседовала с дирижером о причинах ухода из Перми и об отношениях с краевыми властями.

«Курентзис приехал и превратил Пермь в оперную столицу, а Дягилевский фестиваль стал местом паломничества туристов со всей России. Он изменил привычную расстановку сил…», — отметил еще один гость Собчак, Дмитрий Ренанский, один из самых авторитетных музыкальных критиков страны.

Что случилось дальше, мы знаем — маэстро годами ждал новую сцену, но так и не дождался. По словам дирижера, весной 2018 года в должность также вступил новый министр культуры Пермского края [Вячеслав Торчинский], который сразу же устроил пермской опере масштабный аудит. И все бы ничего, если бы инструмент контроля не превратился в средство нападения. «Это атака на терпение. Мы порядочные, пусть что хотят, то и проверяют. Но они проверяли нас 24 раза за один год», — уточнил Курентзис. Отметим, что краевое Министерство культуры претензии маэстро по этому поводу отрицает.

В интервью были озвучены и другие проблемы — отсутствие постоянного репетиционного зала, проблемы со строительством нового театра и многое другое. Однако, по словам Теодора, если бы не разногласия с региональным правительством, он ни за что не покинул бы Пермь.

Конечно, Курентзис — признанный маэстро, чьи премьеры становятся мировыми событиями, а размолвки с краевым минкультом — новостями федерального масштаба. Однако его слова: «Они [краевые власти] начали поступать как менеджеры, которые не имеют опыта творческой работы, но думают, что лучше нас знают, что делать», — характеризуют в первую очередь нашу, местную действительность.

Вместо британского архитектора-модерниста Дэвида Чипперфильда к работе над новым театром подключается «свой» Владимир Кехман, независимые режиссеры, превращающие местные фестивали в брендовые мероприятия, меняются на «своих» организаторов.

Рейдерский захват культуры? Это про нас.

То, что произошло на прошлой неделе в Кунгуре, — это еще пять шагов назад.

Полина Иванова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермяк проведет в колонии почти пять лет за кражу дрели и бензопилы

Он будет отбывать наказание а колонии строгого режима

Делегация Посольства Узбекистана посетила Дирекцию кампуса «Будущее Пармы»

На сегодняшний день пермские вузы сотрудничают с 19 вузами Республики Узбекистан