Превратил детскую мечту бизнес. Пермяк основал собственную компанию по производству дронов

Деньги 10 июня 2019, 12:52
Фото: личный архив Ильи Липина

Компания «Беспилотные авиационные системы», известная также как проект fpv, разрабатывает дроны и занимается аэросъемкой по всей России. Результаты съемок используются в картографии и геодезии. Илья Липин – технический директор и один из основателей «Беспилотных авиационных систем», рассказал, какое увлечение привело его к тому, чем он занимается сейчас, как в его жизни появился бизнес-инкубатор и сколько нужно для старта.

– Илья, как расшифровывается аббревиатура вашего проекта fpv.perm?

– Тут на самом деле расшифровывается даже не проект, а торговая марка, правильнее даже назвать лейбл. fpv.perm расшифровывается как «от первого лица» (с англ. first person view). Изначально мы начали снимать Пермь от первого лица с помощью фото- и видео-полетов, даже не с мультикоптеров, а с радиоуправляемых, специально подготовленных самолетиков. Все мы это делали от первого лица и так название и сложилось. Это неофициальное название. Сейчас официально компания называется «Беспилотные авиационные системы», занимаемся мы разработкой техники и оборудования для дронов, для воздушных финтов, композитных корпусов для всевозможной летающей техники, и собственно самих аппаратов для съемки с воздуха.

У меня еще в детстве была идея создавать технику, которая полетела бы как можно выше и дальше в воздух, в идеале вообще в космос. Но рос я в 90-е годы, всем этим невозможно было заниматься серьезно, потому что уровень техники для таких полетов, съемок с воздуха просто отсутствовал. Нельзя было взять и купить оборудование, чтобы сделать свой дрон или самолетик.

Неожиданно в 2011-2012 году я стал интересоваться этой сферой как любитель, создавал какие-то аппараты, которые начали летать, снимать. Первые съемки Перми с воздуха я сделал в 2011 году. С тех пор это постепенно технически развивалось и в какой-то момент стало приносить какую-то минимальную отдачу. Еще пару лет назад затраты на технику, съемки, полеты были больше, чем те деньги, что они приносили.

Оборудование, которое мы разрабатываем, позволяет гарантировано выполнять результаты в технических областях. Это востребовано везде, где необходимо точное измерение земли.


Фото: личный архив Ильи Липина

Как все начиналось

– То есть, вы сами разрабатываете дроны?

– Да. Сами для себя разрабатываем, сами их используем.

– Какие вообще направления есть в работе вашей компании?

– У нас три направления работы. Первое – разработка техники для специализированных, технических съемок: для задач вроде геодезии и картографии. Наше оборудование позволяет выполнять такие работы более дешево, качественно и быстро, соответственно с меньшими затратами, особенно первоначальными, так как они не стоят миллионы.

Второе – выполнение работ, связанных со съемкой с воздуха, построение цифровых моделей местности, рельефа, обработка данных для различных областей деятельности, например, для лесного хозяйства.

Третье направление – обучение. Оно возникло пару лет назад и оказалось востребовано в профессиональной среде и многие люди хотят уметь пользоваться техникой для съемок, чтобы получать, обрабатывать и интерпретировать данные. Идет процесс формализации всех этих знаний в виде учебника или методических материалов. Пока это, к сожалению, только отдельные статьи, которые позволяют узнать, как управлять, запускать, правильно эксплуатировать технику, получать правильные корректные данные и потом эти данные обрабатывать.

– Что подтолкнуло вас к организации бизнеса?

– Любой человек, если он умеет что-то делать, даже если он любит это делать и ему это интересно, то, как ни странно, он хочет за это получать деньги, обеспечивать себя и свою семью. Хотя первопричина у меня – это интерес к области деятельности.

– Вы рассказывали, что всегда хотели создавать объекты, которые могли бы летать далеко, высоко, возможно даже в космос, а есть какая-то история, связанная с тем, как началось ваше увлечение?

– Могу рассказать историю о том, как я познакомился с моим другом, напарником по увлечению, съемкам, развитию, разработке техники. Получилось все случайно. Тогда я пытался построить радиоуправляемый самолет, который бы сам летал, возвращался домой и вот, приехал я один раз на поле, вышел, запустил его. Он кружочек сделал. Я проверил, как самолет работает. Смотрю, с этого же поля, которое находится у нас за микрорайоном Грибоедовский, летит еще один самолетик. И вот подъехал я к машине, которая стоит на поле и мой товарищ Алексей, который там находился, говорит, что тоже их запускает. То есть, мы делали одно и то же в одном и том же месте с ним случайно совершенно и дальше начали наше увлекательное исследование техники, которое используется для полетов.

– Каким был ваш первоначальный капитал?

– Когда проект еще не стал бизнесом, а был скорее любительским делом, я записывал затраты на разработку оборудования для фото и видео съемки. За первые 3 года затраты превысили 15 тысяч долларов (тогда все закупалось в основном на зарубежных сайтах). К моменту выхода на самоокупаемость вложения составили около 2 миллионов рублей.


Фото: личный архив Ильи Липина

О деньгах и конкуренции

– А сколько денег другие инвестировали в ваш проект?

– Наша компания выиграла грант фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) на 1,5 миллиона рублей. Эти деньги как раз были потрачены на приобретение оборудования, зарплату и то, что было истрачено на исследования. Это, наверное, самая основная инвестиция и государственная поддержка, которая была в нашей деятельности, а на остальные проекты деньги тратятся из собственных средств.

– Как быстро вы вышли на окупаемость?

– Уже 1,5 года как вышли на окупаемость, в первую очередь за счет выполнения работ, связанных с геодезией, картографией и съемкой для специализированных задач.

– Высокая ли конкуренция в сфере вашей деятельности?

– Безусловно, она есть. Мы конкурируем с большими российскими и зарубежными компаниями, которые поставляют в Россию беспилотную технику, которые разрабатывают и производят технику достаточно большими сериями, сотнями экземпляров. Мы производим единицы и используем единицы, но у нас оборудование и техника построена на открытых решениях, открытом программном обеспечении. Это наше главное конкурентное преимущество относительно большинства других разработчиков.

Наши покупатели не привязаны к производителю техники. Они могут сами ее использовать так, как посчитают нужным, без ограничений, дополнительно налагаемых производителем. А они могут быть достаточно серьезными. Во-первых, чтобы пользователи техники с ним же не конкурировали. Открытое программное обеспечение, оно фактически впереди и позволяет наиболее качественно, наиболее полно выполнить все задачи и предоставляет больше возможностей с меньшими затратами, но при этом она может быть более сложна в освоении. Для этого у нас и проводятся курсы и обучение, выпускаются методические материалы.

– Расскажите о том, как вы участвовали в бизнес-инкубаторе?

– В бизнес-инкубатор я обратился по рекомендации пермского разработчика роботов, Олега Кивокурцева. Андрей Новиков, директор пермского бизнес-инкубатора, человек очень открытый, дружелюбный в плане взаимодействия с представителями бизнеса. А поскольку наш проект технологический, он очень подошел бизнес инкубатору. Мне предоставили место, осуществлялись консультации. Он организовывал много всевозможных встреч с возможными заказчиками. Какие-то сработали, какие-то нет. Серьезно помогло в выполнении заказов участие в выставках. Так что мы на территории бизнес-инкубатора и сейчас находимся, и развиваемся под его крылом.

– Вы высоко оцениваете эту площадку для реализации собственного бизнеса?

– Да, высоко оцениваю. По сути это такая мастерская, площадка, на которой можно встречаться с заказчиками, показывать продукт, устанавливать контакты, плюс постоянные консультации, которые нам даются регулярно и непрерывно.


Фото: личный архив Ильи Липина

– Каким критериям нужно отвечать, чтобы попасть с проектом в бизнес-инкубатор?

– У нас это был технологический критерий. Мы разрабатывали технически сложные вещи. Помощь, которая оказывается бизнес инкубатором, разная, но мы попали именно под этот критерий. Бизнес-инкубатор – это муниципальное учреждение, оно оказывает в первую очередь консультационные услуги. Любой желающий, у которого есть какие-то идеи, или который уже является предпринимателем, может получить консультацию. Для начинающих или технологических стартапов, как у нас, есть возможность разместиться на территории инкубатора, получить его адрес.

– Участие в бизнес-инкубаторе платное?

– Большей частью бесплатное, есть какие-то платные моменты. Все, что связано с консультациями, взаимодействием и размещением, происходит бесплатно.

– С какими рисками сталкивается начинающий бизнесмен и как их избежать?

– Специфика именно нашего бизнеса заключалась в том, что это новые технологии. С одной стороны конкуренции мало (новые технологии позволяют съемкой с воздуха оптимизировать работы связанные с геодезией, картографией, заменить спутниковую съемку и большую часть наземных работ, позволяет получить быстрый, наглядный и точный результат). С другой стороны это не сложившаяся практика. Еще пять лет назад очень сложно было доказать заказчикам, что они с этими результатами съемки сэкономят силы и время, средства. Сейчас это уже стандартный пункт в сфере геодезии и картографии и соответственно появилось больше конкурентов. Большой риск был также связан с недобросовестностью заказчиков. Мой совет – не опускать руки, брать и делать, доводить до конца. Нужно каждый раз пробовать что-то новое, совершенствоваться.

– Что вы посоветуете тем, кто планирует начать свой бизнес?

– Если вы все-таки решили, что ваша задумка, ваше дело может вас как минимум кормить, то прежде чем бросать работу, сделайте так, чтобы ваша вторая работа, хобби приносила как минимум столько же, тогда об этом можно задуматься.

– Как на начальном этапе понять, получится что-то из этого или нет?

– Никак. Гарантий никаких нет. Нужно брать и делать. Сначала просто сделать. Потом попытаться понять, как это может выполнять задачи других людей, за реализацию которых они готовы заплатить деньги. Мой путь был такой. Можно идти от обратного, наверное. И более правильный, скорее всего, путь от обратного. Есть задача, за которую люди платят деньги – давайте думать, как ее решить. В моем случае было наоборот. Сначала была технология, оборудование, но это не совсем бизнес-подход. Это подход скорее технологический, но, тем не менее, он себя оправдал.

Евгения Головчук

В Перми из-за отсутствия врачей судебные приставы закрыли частный дом престарелых
сегодня, в 13:46
Фото: открытые источники

Учреждение было закрыто по решению суда, поскольку владельцы ради получения прибыли игнорировали требования безопасности.

Пермские судебные приставы прекратили работу частного дома престарелых на основании судебного решения.

«ООО «Забота плюс» не обеспечивало пожилым людям должный уход, заботу и улучшение состояния здоровья граждан. В приюте не предоставлялись социально-медицинские услуги ввиду отсутствия специалистов с соответствующей квалификацией. Руководство пренебрегало требованиями безопасности жизни и здоровья граждан престарелого возраста в течении длительного времени», — говорится в сообщении пресс-службы УФССП России по Пермскому краю.

В ведомстве уточнили, что решение о закрытии учреждения на улице Севастопольская, 28 было вынесено Мотовилихинским районным судом на основании иска прокуратуры.

«Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено директору учреждения лично под роспись. Сразу же после этого руководство организации приняло меры по исполнению решения суда», — уточняется в сообщении.

Если учреждение возобновит работу, нарушив решение суда, его владельцу может грозить уголовная ответственность.

В Прикамье из-за размытой дороги поезд сошел с рельсов
ЧП и криминал сегодня, в 12:35
Фото: Александр Ананьин

ЧП случилось в четверг в Кишертском районе.

По словам очевидцев, в ночь на 22 августа на перегоне Кишерть — Шумково в Пермском крае размыло дорогу, в итоге проходящий поезд опрокинулся. Многие жители утром не могли добраться до работы из-за того, что после ЧП все электрички задержали.

— Мы стояли на станции Янычи и ждали электричку, которая должна была прийти где-то в 8:55, но ее так и не было. Потом уже объявили, что она задержится минимум на час. Работники станции нам сказали, что где-то в районе Кунгура размыло железнодорожные пути, — рассказала пермячка Наталья.


Фото:  Александр Ананьин

Как сообщили «В курсе.ру» в пресс-службе ОАО «РЖД», уже сейчас движение поездов восстановлено.

— Вследствие ливней повреждено земляное полотно, в результате чего на перегоне Кишерть — Шумково двухпутного электрифицированного участка Кунгур — Шумково Пермского региона СвЖД при прохождении грузового поезда несколько вагонов опрокинулись с рельсов. На месте работают оперативные службы, восстанавливается дорожное полотно. Движение восстановлено. Пострадавших нет, поезд был грузовым, — рассказал пресс-секретарь ОАО «РЖД».

На место также выезжали сотрудники Уральского следственного управления на транспорте СК РФ. Движение поездов на участке не прерывается, станции уведомили пассажиров, что возможны задержки движения электричек и поездов.

Пермь стала третьей в списке ночных столиц России
Жизнь сегодня, в 12:28
Фото: открытые источники

Больше всего людей пользуются ночью услугами такси в Екатеринбурге, а меньше всего — в Самаре. Пермь на третьем месте после Екатеринбурга и Москвы.

Аналитики Uber Russia провели анализ активности клиентов такси в ночное время. В рейтинг вошли 16 крупных и самых активных городов страны. Примечательно, что Москва в этом списке заняла только вторую строчку. При подсчете учитывались поездки, совершенные с 00:00 часов до 06:00 часов.

На первом месте рейтинга оказался соседний Екатеринбург, на второй строчке Москва, третье место заняла Пермь. Следом идут Челябинск и Санкт-Петербург. Занимают список Волгоград и Самара — 15 и 16 места соответственно.

Аналитики отмечают, что в Челябинске и Перми ночные поездки оказались длиннее дневных почти на треть. При этом ночью пассажиры предпочитают оплачивать поездки наличными, а днем — банковской картой.

+ Читать еще
Яндекс.Метрика