spot_img

Кондуктор, нажми на тормоза… Рассказываем, как умирает 100-летняя профессия

История автобусов в Перми началась в 1926 году. Примерно тогда же появились первые кондукторы — и вот спустя 95 лет эта профессия исчезает.

Городские власти планируют полностью заменить билетеров на роботов уже к лету 2021 года. Экспериментальные автоматизированные рейсы запустят уже с 1 февраля. А пока «В курсе.ру» предлагает вспомнить эпоху кондукторов в Перми.

Ваш билетик. Мой билетик

Профессия кондуктора не является престижной, за тяжелую работу билетеры получают всего около 20 тысяч рублей в месяц. Постоянные стрессы из-за толкающихся в часы пик пассажиров, «зайцы», а с прошлого года еще и штрафы за «безмасочников». Не удивительно, что с кондукторами в Перми связано множество скандальных историй.

Самые яркие «масочные скандалы» «В курсе.ру» вспоминал недавно. Но остаются истории, когда детей выгоняли из транспорта на мороз, драки из-за пьяных пассажиров.

Так, летом 2019 года в редакцию «В курсе.ру» обратился пассажир, которого кондуктор пнула в пах и выгнала из автобуса. Конфликт начался с того, что у молодого человека «не прошла» транспортная карта — якобы на ней закончились поездки. В итоге кондуктор начала кричать и требовать оплатить проезд наличными или выйти вообще. Ну а дальше потасовка и меткий пинок кондуктора. В автобусах установлены видеокамеры, поэтому нарушители привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Ревизор для кондуктора

Все эти скандалы в СМИ всплывали часто, но позицию кондукторов мало кто оправдывал. А им и без жалобщиков приходилось туго. В любой момент в автобус или трамвай могли заглянуть ревизоры с проверкой.

В 2020 году на базе МКУ «Гортранс» появилась контрольно-ревизорская служба, которая ежемесячно проверяла работу кондукторов. Вообще она существовала и раньше, но с прошлого года стала проверять общественный транспорт строже. Например, перевозчикам выписывали штрафы за курение на остановках или разговоры кондукторов по телефону.
Отдельно стоит вопрос внешнего вида кондукторов. Сейчас их можно узнать не только по набедренной сумочке с деньгами, но и по ярким жилеткам. Но пару лет назад на кондукторах в Перми была обычная одежда, чаще всего спортивная. А еще множество украшений, словно они защищались от негатива со стороны пассажиров.

Вообще в договоре о приеме на работу для кондукторов прописаны правила внешнего вида. Та же жилетка для них обязательна. Следить за этим должен перевозчик. Иначе очередной штраф.

«Это мое место»

Каждый пассажир должен знать, где сидит кондуктор. Такое место найти нетрудно. В старых автобусах оно было либо у передней двери, либо в середине машины. Но точно всегда там висела наклейка «Место кондуктора. Просьба не занимать». Вокруг обычно лежали личные вещи: куртка, новые рулоны билетиков, разноцветные подушки и накидки, а еще наклейки, календари, пакеты и так далее.

Сесть на такое кресло можно было только с разрешения кондуктора. Иначе скандал и требование покинуть кресло.

С момента, когда стало известно о введении автоматизированной системы выдачи билетов, кондукторские места должны были исчезнуть. В новых автобусах уже не предусмотрены столики для хранения личных вещей и наклейки, обозначающие запретное место. Только пермские кондукторы не стушевались. В последние месяцы работы они обосновались в самом центре автобуса на местах для инвалидов.

Пермские кондукторы
Фото: «В курсе.ру»

Куртки и подушки стали весить прямо на спинки, пакеты с мусором привязывать к ручкам для инвалидов. Но одно осталось неизменным: никому без разрешения нельзя садиться на это кресло.

Пермские кондуторы 1
Фото: «В курсе.ру»

— Однажды я стала свидетелем такой сцены: в полностью пустом автобусе мужчина сел на условное место кондуктора. Женщина подошла к нему и сказала пересесть. Причем не попросила, а поставила перед фактом. На вопрос, почему он не может сидеть здесь, ему ответили: «А что, не видно, что здесь занято? Это мое место». Мужчина спорить не стал, пересел, — поделилась личным опытом корреспондент «В курсе.ру».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Перми на стадионе «Юность» начали возводить каркас административного здания

Завершить строительство планируется до конца 2024 года

В Технопарке межвузовского кампуса «Будущее Пармы»молодые ученые Пермского края смогут создавать свои разработки

В Технопарке разместятся места для работы специалистов креативных индустрий и опытно-производственные площади