Эксперт: число христиан, посещающих храмы, составляет порядка 5%

13 июля 2015, 11:27
Религиовед Светлана Рязанова рассказала «Пермской трибуне» о современных веяниях в области сакрального, в котором есть неверующие православные, занимающиеся йогой. Возможной исповеди по Skype и низкой конкуренции атеизма.

— Светлана Владимировна, как сегодня, в условиях постсовременности, постиндустриального общества и других «пост», чувствует себя религиозный человек?

— Начнём с того, что я не считаю, что мы полностью живём в постиндустриальном обществе. Во всяком случае, религиозные люди в нём точно не находятся. Они как раз пребывают в пространстве традиционных ценностей и восприятия мира. Но от других сфер жизни они, разумеется, никуда не могут деться. И если смотреть конъюнктуру, то религиозные люди сейчас чувствуют себя комфортно. Религия сегодня полностью легитимирована в общественном сознании, и сейчас практически нет таких обществ, где за религиозные взгляды могут наказывать. Другое дело, что, будучи приверженцем религии меньшинства в условиях доминирования другой религии, человек может чувствовать себя некомфортно. Но здесь следует понимать — проблема не в том, что есть ислам или христианство, а в том, что большинство конфликтов на религиозной почве имеют политическую составляющую, когда решение таких вопросов приобретает так называемый религиозный антураж. Сами по себе мусульмане и христиане довольно комфортно сосуществуют, это показывает и пример Урала.

— Мы сейчас переживаем период сакрализации или десакрализации в культуре?

— Я считаю, что в истории не было периода упадка религий. В своё время была очень популярна концепция Питера Бергера о секулярном обществе. Но теперь от подобных взглядов стали отказываться, ведь анализ архивных документов показывает, что религия никогда не исчезала. Она приобретает какие-то новые формы, может отделяться от государства, уходить в подполье. Даже период советской власти нельзя считать упадком религии, тогда же появилось такое понятие, как «катакомбное православие». Изучив различные материалы, для себя я сделала вывод: доля верующих в обществе, характерная для советского времени, не изменилась. Когда мы говорим о религии, то чаще всего имеем в виду некую идеальную модель, в которой все люди придерживаются догматов, исполняют ритуалы, ведут определённый образ жизни. Но реально такая модель мало где реализуется. Хотя институциональная религиозность действительно падает и число тех, кто регулярно посещает храмы, присутствует на службах, соблюдают пост и т. д., составляет в христианстве порядка 4–5% (в исламе, говорят, примерно о 8% от числа считающих себя мусульманами). За примером далеко ходить не нужно: в храм на Архиерейском подворье (Феодосьевская церковь), на Троицу пришли порядка 500 человек, а в один из февральских понедельников на утренней службе было только 12 человек. Я прекрасно понимаю, дело не в том, что люди такие ленивые. Ведь служба начинается в 9 утра, многим в это время нужно быть на работе. Вечерняя служба начинается в 17 часов, и снова большое число людей физически не попадают в храм к этому времени. Но те, кто ходит в храмы только по праздникам, тоже считают себя православными, и это уже стало частью массовой культуры. На мой взгляд, люди, которые пытаются соблюдать все правила и каноны, одновременно прилагая усилия по духовному совершенствованию, и являются религиозной элитой, и это не обязательно священники. По моему наблюдению, сегмент истинно религиозных людей в социуме крайне мал. Большинство людей имеет либо синкретический тип мировоззрения, либо с ярко выраженным доминированием мифологического компонента.

— Сегодня всё чаще можно услышать о появлении новых религий, с чем это связано?

— Теперь отсутствуют прямые запреты на создание религиозных групп и объединений. Если вы захотите стать «пастафарианцем» и ходить с дуршлагом на голове, то единственная сложность, с которой вы можете столкнуться, — это дресс-код на работе. Почему, например, «копимизм» возник именно в Швеции? Потому что создание религиозной организации позволяло обойти закон о пиратстве и незаконном копировании информации. Один из наших сектоведов любит приводить в пример США, где, по его мнению, можно открыть «Церковь домашних тапочек». Но и у нас этому никто не сможет воспрепятствовать. С подобными «новыми религиями» ничего не получается делать. Это порождение современной культуры, в рамках которой человек свободен сам определять способ мировосприятия.

— Но ведь в подобном можно встретить неприкрытый сарказм над религиозностью?

— Сарказм есть в «пастафарианстве» и «копимизме». В религиях нью-эйдж или в неохристианстве его нет. И современная культура подставляет здесь некую светскую подножку религиозности. Как только в демократических государствах была заявлена свобода совести, то нужно было понимать, что за этим последует огромное количество производных этой свободы. Мне лично не мешают пастафарианцы. Они не бьют стёкла, не приходят ко мне на лекции с дуршлагом на голове, так же, как и представители «джедаизма», «толкинисты» и другие. Хотя есть и примеры трансформации взглядов на мир. Я знаю много примеров, когда люди начинали с натуральных продуктов и одежды, а приходили к тому, что называется «неоязычество».

— Информационные технологии и религия — это вещи совместимые? Например, виртуальный храм?

— Это можно считать новыми формами репрезентации религии. И когда у религии появляется возможность расширить свое присутствие в обществе, то эти новые возможности используются. При этом суть её не меняется, и информационные технологии могут только укрепить различные формы религиозности. Например, я являюсь полярником, и мне хочется исповедаться. Но у меня нет священника в шаговой доступности, и я могу попытаться это сделать по Skype.

— Есть ли конфликты между местной православной церковью и верованиями, например, коми-пермяков?

— Таких конфликтов нет. Коми-пермяки не дают каких-то ярких форм неоязычества. Больше распространяется славянское неоязычество, радноверы и иже с ними. Но так называемые неоязычники не выходят на улицы с лозунгами, а образуют так называемые родовые поместья. Насколько я знаю, есть они и в Пермском крае. Вообще на данный момент болевых точек и потенциальных конфликтов на религиозной почве в Пермском крае нет.

— Какие тенденции в развитии религиозного сознания можно наметить в будущем?

— Думаю, религиозное многообразие вырастет, а институциональная религиозность будет держаться на низком уровне, если не случится социальных катаклизмов. Останутся группы, устойчивые к новым религиям. Фундаментализм всех религиозных течений продолжит развиваться.

Большинство людей сегодня формируют религиозное самосознание самостоятельно. Кто-то может считать себя православным, но при этом заниматься йогой. Более того, всё чаще сегодня можно услышать формулировку «я православный, но не верующий». То есть для человека принадлежность к православию равна принадлежности к русской культуре и для него подразумевается, что не обязательно при этом верить в Бога.

— Если у нас большинство православных, означает ли это, что православие лучше всего ложится на русскую почву?

— Нет, это результат, прежде всего, историко-политической обусловленности и централизованного распространения религии в рамках древнерусского государства. По моим данным, православными себя считают порядка 60% населения. А реально воцерковленных — 4–6%.

Беседовал Максим Черепанов

В Пермском крае открыта первая ледовая переправа
Авто сегодня, в 19:09
Фото: Яндекс.Новости

Всего в этом сезоне будет 11 таких переправ.

В Кунгурском районе Пермского края отрыта первая в этом сезоне ледовая переправа. Она проходит через реку Сылва. Переправа действует между селом Насадка и деревней Мостовая. Ее протяженность — 2 км. Переправа пригодна для проезда автомобилей грузоподъёмностью до 3 тонн.

Сотрудники центра государственной инспекции по маломерным судам Пермского края напоминают водителям и пассажирам правила пользования ледовыми переправами: выезжать на лёд нужно медленно, без толчков и торможений, со скоростью не более 10 км/час; перед выездом на лед необходимо отключить блокировку дверей, отстегнуть ремни безопасности; на ледовой переправе запрещено допускать остановки, рывки, развороты; перемещение транспортных средств при плохой видимости – туман или пурга – лучше на лед не выезжать.

В Прикамье будут открыты 11 ледовых переправ: поселок Тюлькино — деревня Тюлькино, трасса Соликамск — Басим, поселок Нижний Склад, город Оханск — поселок Юго-Камский, селоТроица — поселок Ильича, поселок Верхнечусовские городки — деревня Красная Горка, ООО «Верхнекамье лес» — поселок Гайны, поселок Касимовка — поселок В.Старица, Урочище Лугдын — поселок Кебраты, поселок Усть-Коса.

МЧС предупреждает, что во избежание несчастных случаев, при выезде на лед необходимо использовать только официальные ледовые переправы.

В конце октября «В курсе.ру» писал, что пермяк на рыбалке с помощью эхолота случайно обнаружил на дне Камы затонувший автомобиль. Предполагается, что  машина провалилась под лед весной 2014 года, в салоне автомобиля могут находиться тела молодой супружеской пары из Юго-Камска.
В Прикамье двое полицейских уволены из органов и осуждены за зверское избиение наркомана
ЧП и криминал сегодня, в 18:07
Фото: Яндекс.Новости

После визита полицейских вся квартира наркопотребителя была в крови, телевизор разбит.

Уголовное дело двух бывших оперуполномоченных угро рассматривал 16 ноября 2020 года Красновишерский райсуд Пермского края. Уволили их как раз в связи с привлечением к ответственности. Старшего опера – из местного ОМВД, второго – из Соликамского.

Как выяснил «В курсе.ру», в период с 22 до 23 часов 5 октября 2019-го эти граждане, будучи пьяными по случаю дня уголовного розыска, решили навестить одного наркомана – чтобы получить от него «значимую оперативную информацию». Подойдя к деревянному двухэтажному дому, где жил парень, опера остановили проходившую мимо женщину, обвинили ее в употреблении запрещенных веществ и заставили постучать в его квартиру.

Когда же мужчина открыл замок, поздние незваные гости, распахнув дверь ударом ноги, вломились внутрь и начали физическое воздействие. Сначала толкнули хозяина, от чего тот сильно врезался в стену, затем предложили стать их осведомителем, а после отказа начали экзекуцию.

Били кулаками, свалили на пол, пинали ногами, несколько раз он ударялся головой о стену, потом получил по черепу табуретом. В финале красновишерский оперативник разбил о дверной косяк телевизор LG, принадлежавший жертве, повредил телефон потерпевшего, и нападавшие ушли.

Появившаяся позже знакомая избитого утверждала уже на суде, что в квартире везде была кровь. Помощь несчастному оказывала вызванная бригада «скорой».

Замять дело не удалось. Суд квалифицировал действия обвиняемых по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. И с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств приговорил соликамского фигуранта к трем с половиной годам лишения свободы, другого – к трем годам двум месяцам.

Но наказание обоим назначено условное – с трехлетним испытательным сроком. Также с первого взыскано 50 тысяч рублей, со второго – 15000.

Ранее «В курсе.ру» писал про Нытвенский суд, который вынес приговор двоим бывшим полицейским, обвиняемым в пытках задержанного.
В Пермский край поступила крупная партия вакцины от коронавируса
сегодня, в 17:45
Фото: zdorovieinfo.ru

Сначала будут привиты медики.

В Пермский край привезли партию вакцины от коронавирусной инфекции в количестве 1000 доз. Контейнеры поместили в холодильные камеры Центра по профилактике и борьбе со СПИД.

Прививку уже поставила глава краевого минздрава Анастасия Крутень. Она также призвала всех медиков уколоться.

Для достижения эффекта через 21 день нужно будет повторно поставить прививку, сообщили в оперштабе. В течение 42 дней привитым нужно будет обязательно ходить в маске и не употреблять алкоголь.

В скором времени в Прикамье ожидается поступление новой партии вакцины.

Кампания по вакцинация будет проводиться в трех больницах региона, там, где созданы условия для хранения – морозильные камеры. 150 доз для вакцинации медиков доставят в Березники, еще столько же отвезут в Чайковский. 700 доз останутся в краевом центре для вакцинации медиков, работающих в «красной зоне».

На уходящей неделе президент России Владимир Путин поручил начать в стране масштабную вакцинацию от коронавируса. Прививать будут препаратом «Спутник V». Соответствующее поручение глава государства дал вице-премьеру Татьяне Голиковой.
+ Читать еще
Яндекс.Метрика