Государство всерьёз взялось за реформу аэрокосмической отрасли. ГК «Роскосмос» использует опыт Росатома, создав мощную вертикально интегрированную государственную структуру. Важную роль в ней должны сыграть предприятия Пермского края, пишет «Пермская трибуна».
Каждый раз, когда Илон Маск опускает на плавучую платформу ступень своей ракеты-носителя, в мире грустит одна космическая сверхдержава, первой запустившая на околоземную орбиту и спутник, и человека. Мы уже не одно десятилетие ищем национальную идею, хотя достаточно поднять глаза вверх, чтобы убедиться: тысячелетия человеческой истории эта идея всегда была здесь, над нашими головами. Космос как мечта, как драйвер экономического развития, как смысл жизни для отдельной страны и для всего человечества в целом. Космос, в который мы вышли первыми и который в последние годы медленно теряем, уступая лидерство более настырным партнёрам. Можно ли «догнать и обогнать»? Практика показывает, что можно. Для этого Роскосмос должен пройти через масштабные реформы, повышающие эффективность отрасли в целом и каждой её составляющей в отдельности, от подготовки кадров до производства сверхнадёжной электроники. Примеры таких реформ есть. Что отдельно радует — они есть в России.
Возьмём для примера атом
Одна российская госкорпорация уже проходила путь модернизационных реформ — это ГК «Росатом». На этот путь пришлось выходить не от хорошей жизни — конкуренты атомной энергетики чувствуют себя всё увереннее (в 2000 году, по данным BP Statistical Review of World Energy, доля атомной энергетики в мировом производстве первичной энергии составляла 8%, сейчас — всего 4%). Себестоимость выработки 1 кВт⋅ч остаётся сравнительно высокой — около 1 рубля. А фактическая стоимость сооружения АЭС в России, по оценке журнала Forbes, составляет порядка $3800 за киловатт.
Кроме того, внезапно закончились кадры. Советские романтики, покорители мирного атома, в силу возраста ушли на пенсию. А им на смену современные российские средние школы выпустили молодое племя полуфабрикатов, совершенно не готовых к научным и производственным подвигам. Профильным вузам приходилось в течение первых двух лет навёрстывать со студентами упущенные школьные знания, а в оставшиеся годы как-то пытаться впихнуть программу бакалавриата.
Буксовать на этих проблемах Росатому не понравилось, а потому при участии правительства и президента РФ был предпринят ряд мер по модернизации структуры госкорпорации. Во-первых, часть активов атомной отрасли, находившихся в управлении у Росимущества, передали в непосредственное управление Росатома, исключив таким образом дублирующие функции. Ещё 5 февраля 2007 года президент подписал указ об учреждении госхолдинга «Атомэнергопром», в который вошёл весь гражданский «атом» — 31 акционерное общество и 55 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).
Разобравшись со структурой собственности, атомщики начали срочно решать проблему кадров. Образ учёного или инженера в белом халате рядом с мигающей лампочками штуковиной был манящим и привлекательным для советских детей. Дети же в современной России, как выяснилось, про атомную энергетику знали мало, а желания связывать с ней свою жизнь было ещё меньше. Но прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась кардинально. Количество сотрудников корпорации выросло с 34 000 до 37 000 человек — и это не раздувание штата, а закрытие актуальных вакансий. Причём готовить эти кадры начинают чуть ли не с детского сада. Абсолютно точно — со школы. Специализированные классы, олимпиада «Росатом», олимпиада имени Савельева, олимпиада имени Курчатова — это только старт, на котором проходит первичный отбор и где у детей формируется стремление поглубже нырнуть в тему протонов и позитронов. Тех, у кого такое желание окрепло, ждёт консорциум опорных вузов ГК «Росатом», в который входят 13 высших учебных заведений по всей России — от Москвы до Сибири. Там студентов ждут программы целевой подготовки, гарантирующие трудоустройство по специальности в компаниях, входящих в структуру Росатома. И как вершина пирамиды — Центральный институт повышения квалификации и АНО «Корпоративная академия Росатома». Здесь кадры уже не куют, тут их оттачивают для особо важных позиций внутри компании.
Игры в догонялки
«Слухи о нашем отставании сильно преувеличены, — говорит Ренат Карчаа, руководитель направления по работе с территориями космической отрасли ГК “Роскосмос”. — Я недавно вернулся из Калининграда, где, несмотря на все санкции и контрсанкции, западные компании практически стоят в очереди, чтобы подать заявки на производство двигателей в наше ОКБ “Факел”. То есть наши возможности на рынке не просто востребованы — за них идёт реальная борьба. Но целый ряд направлений за последние годы, безусловно, просел. Есть в биологии такое понятие — норма реакции, это индикатор того, как организм адаптируется к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Так вот, у нас эта норма реакции была несколько замедленной, и сейчас этот дефицит нужно ликвидировать. Как это сделать — мы знаем».
Сегодня, по словам Рената Карчаа, Роскосмос находится на стадии формирования полноценной вертикально интегрированной структуры, которая позволит решить главную сегодняшнюю проблему отрасли — проблему централизованного управления всеми производственными, научными, образовательными, экспертными и прочими активами. В качестве образца для строительства управленческой структуры будет использован Росатом, который эту задачу успешно решил за последние 10 лет. Причём синергетический эффект от объединения усилий может превзойти росатомовский. Например, вузов, которые задействованы в аэрокосмической отрасли, в стране на порядок больше, чем интегрированных в проекты Росатома (здесь их всего 13). Плюс региональные кластеры, где уже сейчас налажено эффективное взаимодействие между вузами и промышленными предприятиями. Осталось эти схемы растиражировать по всей стране и настроить горизонтальные связи между всеми участниками. А для этого уже понадобятся региональные интеграторы.
«Лоббисты наших идей нам не нужны, — рассказывает Ренат Карчаа. — О наших идеях президент страны и так прекрасно знает. Нам нужны проводники и партнёры, которые на местах консолидировали бы усилия производственных предприятий, вузов, школ, экспертных советов и общественных организаций. Причём партнёры стратегические и системные, в приоритете которых реально находятся государственные интересы. По совокупности этих факторов мы сделали свой выбор в пользу фонда “Будущее”. Уверен, что ему удастся выступить в роли интегратора и драйвера позитивных и созидательных процессов, которые пойдут на пользу и Роскосмосу, и государству».
«Я как житель Пермского края хочу иметь как можно больше поводов гордиться нашим регионом, — говорит основатель фонда “Будущее”, депутат Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов. — Сегодня много говорится о необходимости развития промышленного потенциала, но, к сожалению, мало делается. Я уверен, что ГК “Роскосмос” станет мощным стимулятором позитивных стратегических изменений в экономике и социальной среде нашего региона. Объединение ради общей задачи образовательных учреждений, производственных предприятий, научных площадок позволит построить новую экономическую модель, которая станет фундаментом для дальнейшего динамичного развития региона».
Пермский край уже на старте
В феврале 2015 года генеральный директор ГК «Роскосмос» Игорь Комаров, действуя по поручению президента РФ, подписал ряд документов, утверждающих комплекс мер по развитию всех направлений кадровой политики отрасли: взаимодействие с кадрами, создание собственной учебной инфраструктуры, развитие социального обеспечения. И как результат — формирование Роскосмоса как бренда, привлекательного для действующих и потенциальных работников. Один из ожидаемых эффектов — омоложение кадрового состава. По планам, доля молодёжи в 2016 году должна составить не менее 23%. Кстати, в Перми этого показателя уже достигли — ПАО «Протон-ПМ», например, уже несколько лет ведёт прицельную работу по обновлению персонала за счёт привлечения молодых специалистов.
«Сложно в двух словах перечислить все проекты, которые мы реализуем для притока новых кадров в аэрокосмическую отрасль, — говорит Андрей Шишкин, заместитель исполнительного директора по персоналу ПАО “Протон-ПМ”. — В первую очередь стоит упомянуть о школе №129 в Новых Лядах, где нами реализуется масштабный инновационный проект “Технополис Новый Звёздный”. В оборудование этой школы было вложено около 130 млн руб. Здесь же сейчас формируется база для дуального образования, которое на 50% состоит из теории и ещё на 50% — из производственной практики на предприятиях. Взаимодействие с вузами поставлено на поток — мы реализуем целевые программы подготовки специалистов, в рамках которых талантливые студенты получают стипендию от “Протон-ПМ” в размере 5000 руб. ежемесячно. После обучения они получают гарантии трудоустройства на нашем предприятии. Сейчас идёт проект “Месяц без турникетов” — уже 600 школьников посетили наше производство, каждый получил сертификат “Будущего протоновца”».
По этим проектам и еще по ряду других на «Протон-ПМ» создают собственную базу талантливых детей, с которой в дальнейшем ведётся кропотливая работа по сохранению и укреплению их интереса к аэрокосмической отрасли. Кстати, именно Пермский край стал первым регионом, подписавшим соглашение с ГК «Роскосмос» о реализации совместных проектов, направленных на развитие космической отрасли.
«Ключевые задачи, которые сегодня стоят перед Роскосмосом, — повышение эффективности, рост качества продукции, внедрение современных технологий и как результат — повышение прибыли от коммерческой деятельности, — говорит Владимир Шатров, генеральный директор ПАО НПО “Искра”. — Внедряемая компанией стратегия предусматривает пятилетнее планирование по всем видам деятельности: кадры, маркетинг, инновационное развитие, переход на цифровые технологии, бережливое производство, оптимизация технологических процессов. В этой же стратегии значительная роль отводится образовательным и научным программам».
Цепочка школа — суз — вуз — производство в НПО «Искра» отстроена и даёт отличные результаты. Из специализированной школы №16 талантливые ученики имеют возможность поступить либо в Пермский машиностроительный колледж, либо сразу в ПНИПУ, где у «Искры» давние партнёрские отношения с профильными кафедрами и где действует дуальное образование, а дипломы студенты пишут не по теоретическим вопросам, а по вполне конкретным проблемам, стоящим сейчас перед компанией.
«Я очень хочу, чтобы космические победы человечества ковались здесь, на Пермской земле, — говорит основатель фонда “Будущее” Дмитрий Скриванов. — Чтобы новый российский Илон Маск получил образование и создал своё высокотехнологичное предприятие здесь, в Пермском крае, при участии Роскосмоса. Чтобы за новостями из Перми следил весь научный мир и всё прогрессивное человечество. Уверен, что мы сможем этого добиться!»
Андрей Денисенко