spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Подростковые самоубийства обычно не происходят внезапно»

На прошлой неделе сразу два 18-летних подростка покончили с собой, повесившись на балке в хозяйственной пристройке к частному дому в татарской деревне Казаево в Кунгурском районе. Рядом с висельниками следователи обнаружили дневник юноши, флешку и предсмертную записку, в которой влюблённая пара просила в их гибели никого не винить. Тут же выяснилось, что молодые люди уже проявляли суицидальные наклонности, но не привлекли к себе внимания: девушка уже пыталась резать вены на руке, а юноша написал в своём дневнике, что хотел бы повеситься.

К сожалению, этот случай не единичный. Последние годы пермские новостные ленты пестрят сообщениями о самоубийствах подростков и ещё совсем молодых людей. Вот лишь несколько примеров.

5 июня 2013 года в селе Елово 15-летний подросток повесился на бельевом шнурке, никак не объяснив свой поступок

предсмертной записки он не оставил. Мальчик находился в социально опасном положении, его мать постоянно не работала, а сам он учился в вечерней школе.

9 декабря прошлого же года с моста в Кудымкаре бросилась 15-летняя школьница. Девочку воспитывала бабушка после того, как несколько лет назад умерла ее мама. Перед смертью девушка опубликовала в социальной сети «Вконтакте» статус: «I’m coming to Hell» (Я отправляюсь в Ад).

grafik_1.jpg

13 января 2014 года на автобусной остановке в селе Титово Кудымкарского района повесилась 17-летняя девушка. Благополучной её жизнь тоже назвать нельзя: она жила в общежитии и находилась под опекой, поскольку её родители были лишены родительских прав. Ранее она уже пыталась покончить с собой, но в полицию об этом никто не сообщал.

28 апреля этого же года в деревне Нижняя Талица таблеток наглоталась 14-летняя девочка. Основной причиной самоубийства называлась несчастная любовь.

Недавно Россия заняла первое место в рейтинге стран по количеству подростковых суицидов. Пермский край регулярно входит в пятёрку регионов по уровню подростковых самоубийств.

grafik_2.jpg

В своем ежегодном докладе детский омбудсмен в Пермском крае Павел Миков сообщает, что за прошлый год на себя наложили руки 25 детей. Чаще всего суициды совершают дети, которые воспитываются в родных семьях, в возрасте от 15 до 18 лет. Преимущественно самовольный уход из жизни предпочитают дети и подростки, проживающие в сельских территориях. Так, за прошлый год из 25 подростковых самоубийств лишь семь пришлись на крупные города. Основной причиной подростковых суицидов называют сложные любовные отношения.

Как следует из того же доклада, в результате самоубийства гибнет детей больше, чем в результате несчастных случаев. В 2013 году на пожарах погибло 12 детей, утонуло

семь, получили смертельную травму в ДТП — 22 ребенка.

Всего же в 2013 году самовольный уход из жизни предпочёл 891 житель региона. В это число, по данным Пермьстата, входят и подростковые суициды, и самоубийства молодых людей, которых принято называть подростками, но с юридической точки зрения они уже являются взрослыми.

За девять месяцев этого года в Прикамье было зарегистрировано уже 24 самоубийства несовершеннолетних, сообщил уполномоченный по правам детей в Пермском крае Павел Миков. Всего же по итогам трёх кварталов в регионе покончили с собой 644 человека, говорится в докладе Пермьстата.

karta.jpg

Доцент кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ, кандидат философских наук Дмитрий Трунов говорит, что в отличие от взрослых суицидальные намерения у детей у подростков можно обнаружить до трагедии.

Дмитрий Трунов, доцент кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ:

– Подростковые самоубийства обычно не происходят внезапно, зачастую им предшествует предыстория, сопровождающаяся переживаниями, которые взрослый человек может держать в тайне. Подростки делятся своими мыслями и настроением с друзьями, вовлекают в этом взрослых, совершая «демонстративные суициды», которые являются способом оповещения о своих намерениях. Взрослые зачастую не придают им значения, воспринимают как манипуляции, а соответственно делают вид, что на такое поведение можно не обращать внимания, а в итоге получают трагический результат. Любой «демонстративный суицид» должен восприниматься как сигнал о намерениях.

В последнее время подростки для совершения самоубийства все чаще выбирают максимально деструктивные методы самоубийства – самоповешение или прыжок с большой высоты. «В случае с отравлением таблетками человека зачастую можно спасти, в отличие от деструктивных методов, которые расцениваются, как более надежные. Кроме того, такие способы – это возможность больше повлиять на окружающих, “оставить след”. Эта идея очень важна для самоубийц», – объясняет эксперт.

По словам Дмитрия Трунова, лучшая профилактика суицида – это разговор.

Дмитрий Трунов:

– Разговор должен быть направлен на понимание человека, а не педагогические наставления и уговоры отказаться от идеи. Необходимо, чтобы потенциальный самоубийца нашел человека, который сможет понять его душевные переживания. Обычно таким собеседником может выступить психолог, который не измеряет человеческие переживания как норму или патологию. Хорошо помогают консультации по телефонам психологической помощи. Часто таким собеседником может выступить и понимающий друг.

С 2008 года в Перми работает служба детского телефона доверия, по которой дети и подростки могут обсудить свои проблемы с квалифицированными психологами. С прошлого года дети могут обратиться за помощью круглосуточно по единому бесплатному номеру телефона 8 (800) 2000 – 122.

Генеральный директор Регионального центра практической психологии и социальной работы «Вектор», реализующего проект на территории края, Вера Кожарская говорит, что в большинстве случаев обращения детей связаны с переживаниями отношений.

Вера Кожарская, генеральный директор Регионального центра практической психологии и социальной работы «ВЕКТОР»:

— Чаще всего дети принимают решение уйти из жизни под влиянием сильного эмоционального стресса. В большинстве случаев он вызван отношениями с близкими людьми — друзьями, любимыми, родителями. Нередко это попытка убежать от боли или нерешаемых, по их мнению, проблем. Поскольку в подростковом возрасте многие поступки совершаются под воздействием импульсов, практически любая конфликтная ситуация может стать «последней каплей». Причем, такие радикальные решения принимают дети даже из, казалось бы, «благополучных» семей.

Одна из причин суицидальной активности среди «благополучных» подростков — невозможность быть такими, какими хотят видеть их родители, несоответствие возлагаемым требованиям со стороны близких родственников и реальной ситуации, в которой подросток оказывается. Условия, которые этому способствуют — отсутствие контакта и возможности о своих проблемах поговорить — с кем-то поделиться. В результате ребенок застревает в своей ситуации. Ему кажется, что его проблема — вселенского масштаба, решить ее невозможно, и самый простой способ — уйти, чтобы никому не портить жизнь, не позорить родных, или, наоборот, показать, как с ним несправедливо обходятся взрослые.

Перед нашими консультантами стоит важная задача — обсудить эмоции и чувства подростка, разглядеть скрытое послание, и на основе услышанного, помочь.

Мы стараемся говорить с детьми. Зачастую им больше всего не хватает быть услышанными. Мы строим беседу на равных, мы признаем их чувства, говорим: «Да тебе тяжело, да, тебе трудно». Мы признаем, что их проблема значима, что это на самом деле серьезно. То, что они переживают — это по-настоящему, какой бы мелкой и незначительной не казалась проблема взрослым. Консультант вместе с ребенком разрабатывают план разрешения сложившейся ситуации. Каждому ребенку уделяется столько времени, сколько необходимо.

Вера Кожарская отмечает, что по статистике детского телефона доверия «Перемена Плюс» в 2014 году отмечено увеличение количества обращений родителей: «Наш телефон доверия ориентирован не только на детей, но и на родителей. Их обращения важны для нас – это один из самых важных способов предотвращения проблем детей и подростков».

За прошлый год на телефон доверия поступило 7 290 обращений. За три квартала этого года – более 11 тыс. звонков, из них, связанных с кризисными ситуациями – более 16 процентов.

Детский омбудсмен Павел Миков говорит, что детский телефон доверия – это один из важнейших системообразующих проектов, направленных на профилактику детских самоубийств. Кроме того, обучением детских психологов и изучением суицидальной активности среди детей и подростков занимается НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности».

Павел Миков, уполномоченный по правам детей в Пермском крае:

– Ежегодно у нас психологи проходят курсы повышения квалификации по выявлению суицидальных наклонностей у детей. В этом году были организованы курсы для психологов профессиональных учебных заведений. Студенты первых курсов приезжают в другой город, селятся в общежитиях, и зачастую не могут справиться с проблемами.

По его словам, несмотря на снижение общего количества попыток самоубийств несовершеннолетними, в этом году специалисты столкнулись с новой проблемой – из 24 детей, покончивших с собой за этот год, пять – из замещающих семей. «Это новая ситуация, которую мы сейчас анализируем, разбираемся, почему так происходит», – пояснил Павел Миков.

Тем не менее, результаты профилактики в этом направлении видны. По сравнению с нулевыми годами количество детских самоубийств сократилось в два раза, и работа продолжается: на межведомственном заседании при краевой комиссии по делам несовершеннолетних в ноябре планируется утвердить новый план по предотвращению суицидов на 2015-2017 годы.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

На всероссийском форуме «Леса России» лесопожарным подразделениям вручили ключи от новой техники

Краевая столица принимает участников форума на площадке Пермь-Экспо

В Прикамье осудили женщину за нападение на полицейских

Пьяная автоледи нанесла стражам порядка ссадины и ушибы