Доцент Китайской академии педагогических исследований Цзян Сяоянь сравнила образовательные системы в таких разных, но много чем похожих странах, рассказала о своём отношении к вопросам развития экономики в России и Китае и высказалась относительно некоторых спорных вопросов — для них и для нас.
Обязательное образование
Система образования в Китае действительно развивается очень быстро. Ещё в середине XX века у нас было только 23% людей с высшим образованием. Закон об обязательном образовании был введён в нашей стране в 1985 году. И сейчас этот показатель вырос до 65%. Этот рост демонстрирует успех образования в нашей стране.
Такой рывок объясняется просто — наше правительство оценило вклад образования в развитие экономики. Сейчас эта отрасль хорошо финансируется, власти следят за развитием его механизмов. Они понимают, что это важное стратегическое решение для развития страны.
Схожесть систем образования
Система образования в Китае была построена на примере той, которая существовала в Советском Союзе. Всё, начиная от возраста поступления в школу, этапов обучения, уровня образования, у нас практически одинаковое. При этом есть и отличия — как в самой системе, так и «на выходе», например. Но я ни в коем случае не могу сказать, что школьное или высшее образование в России хуже, чем у нас. Так, лично я считаю, что российская система образования имеет свои преимущества. Например, у вас есть очень хорошие развивающие системы обучения, у нас же они практически отсутствуют.
Образование и экономическое развитие
Я не специалист в экономике. Но очевидно, что Китай очень быстро развивается в этом направлении. Сейчас мы занимаем второе место в мире по темпам развития. Но в части образования есть и определённые проблемы: есть мнение, что у наших детей и молодёжи меньше творческих способностей, нежели у детей в других странах. Это наш недостаток. Из-за этого не так хорошо развивается инновационный сектор экономики. И я лично считаю, что если этот вопрос не решить в кратчайшие сроки, то это окажет негативное влияние на развитие нашей страны и на её место на мировой арене.
Вообще же, Россия и Китай схожи по основе экономики — в обоих случаях это ресурсы. Только у нас основной ресурс — человеческий, у вас же — природный. Отталкиваясь от этого, нам нужно находить оптимальные пути развития.
Престиж профессии
Я знаю, что в России существует проблема с педагогическими кадрами, и решаться она начала не так давно. При этом, мне кажется, экономический путь решения — повышение зарплаты, хоть и нужный, но не первостепенный. Тут вопрос в уважении к профессии, в её престижности. В Китае исторически сложилась традиция уважения к учителям. Она живёт в обществе и по сей день. И да, у наших учителей довольно хороший уровень зарплаты. Это даёт и социальный, и экономический престиж. Поэтому конкурс на должность учителя по любой специальности очень большой.
Единый государственный экзамен
За последние 30 лет в Китае много раз проходила реформа образования. При этом те вопросы, которые было легко решить, были решены ещё тогда. А те вопросы, которые остаются, остаются по-прежнему очень сложными. Среди них и то, как надо относиться к ЕГЭ, как надо оценивать образовательные результаты учащихся. Общество критикует этот экзамен. Кроме того, отчасти именно ЕГЭ препятствует взращиванию творческих умов, гасит огонёк воображения.
При этом нельзя не согласиться, что ЕГЭ — это грамотный срез знаний, очень справедливый способ отбора при поступлении в вузы. Но в силу вопросов, касающихся творческого развития, с прошлого года у нас началась новая образовательная реформа, направленная на оптимизацию ЕГЭ — его формы и содержания. Например, раньше этот экзамен был действительно единым — его задания не зависели от того, в каком городе или другом населённом пункте располагается школа. Сейчас это дифференцируется. Кроме того, расширяются полномочия вузов, теперь они могут рассматривать кандидатуры тех или иных студентов в частном порядке. Изменилось и количество обязательных экзаменов — раньше их было семь для любого школьника, сейчас основных три, другие школьники выбирают сами. Постепенно мы выстраиваем удобную систему.
Промышленность и творчество
Китай отличается массовым производством множества товаров — везде, во всем мире, можно найти китайскую продукцию — одежду, обувь и т. д. При этом надо понимать, что такое производство не требует очень высокого уровня образования. Оно слабонаукоёмкое. Почему у нас сложилась такая ситуация? Потому что ещё не так давно большая часть населения у нас была необразованная. И если идти по пути развития инновационного кластера экономики, уровень образования должен быть выше. От этого зависит дальнейшее развитие нашей страны.
Утечка мозгов
Проблема утечки мозгов актуальна и для России, и для Китая. Возможно, по разным причинам. Но, наверное, чуть по-разному. У вас чаще всего получают образование на Родине и уезжают работать в другие страны, у нас же очень много представителей молодёжи уже учатся там. И, конечно, там они и остаются. Но нельзя отметить и позитивную тенденцию — люди ищут более благополучную жизнь, и там, где экономика развивается, эта ситуация меняется. В случае с Китаем так и происходит — молодёжь возвращается.