spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Колущинская: «Пятый раз как будто впервой»

На прошлой неделе случайно встретила я старого знакомого, которого не видела лет 15. Очень яркий человек: был шахтёром, играл джаз, первым привёз в Пермь контрабандный опт американских джинсов, стал одним из пермских советских миллионеров. Он давно отошёл от дел, коллекционирует жанровый фарфор, читает Гоголя и Салтыкова-Щедрина. В общем, жизнь удалась. И вот что он сказал по поводу падения курса рубля. 

— Люди нашего поколения эту штуку переживают уже пятый раз. В 1961 году я получил первую зарплату — 900 рублей, а вторую —  90 руб. И это были разные деньги. В течение года цены очень изменились, особенно на «демократические» продукты. В 1964 году «Волга» с оленем на капоте стоила 4 тыс. рублей. А в 1970-м этих денег стоил «жигуль». 

Других денег стали стоить приличные, то есть импортные одежда, обувь, бельё, косметика, парфюмерия. Дифференциация внешнего вида людей была поразительна! В Москве и больших городах в 1970-е было немало мужчин в югославских и польских костюмах; женщины —  в югославском, гэдээровском и чехословацком трикотаже; обувь фирмы «Цебо» была уже «не фирма», а югославская с 25-30 рублей подскочила до 40-45, сапоги стали дороже 60 рублей. И в то же время больше всего на улице было войлочных сапожек на «молнии». В конце 70-х годов прошлого века спекулятивный и «блатной» рынок увеличился и в объёмах, и в ценах. Любой человек мог купить классные шмотки —  были бы деньги. А они становились все более дешёвыми. И если по правде, инфляция к началу 1980-х годов была уже будьте-нате какая. А в конце того десятилетия товарного покрытия денег почти не было: в тень ушло все, что было необходимо людям. И цены стали дикими; вы вспомните фильм «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой: джинсы, джемпер, какая-то кацавейка из барана и шляпка за 500 рублей! Это была зарплата профессора, заведующего кафедрой или директора завода.    

Потом умерла страна и практически все стали нищими. Семь лет инфляция ела доходы людей, дефолт ударил им в спину. Потом наступил 2000 год. Так что на моей памяти очередной «чёрный вторник» 16 декабря — пятый раз, когда инфляция распустила космы. Просто от 1961 до 1991 она делала это медленно, а с 1991-го — скачками, — сказал мой старый знакомый.  

— И это не предел, — добавил он. — Дело-то не в том, сколько рублей в долларе или в евро. Дело в том, что российские акции падают. Как бы их не скупили на корню…

Записала Ирина Колущинская

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости