На большой пресс-конференции президент России Владимир Путин заявил, что кризис, к которому пришла экономика России, продлится 2 года. Затем будет рост.
Пресс-конференция Путина окончена. В итоге общение президента с журналистами продлилось 3 часа 20 минут. Все.
***
Последний заявленный вопрос: «В начале пресс-конференции вы говорили, что рубль падает из-за нефти. Но ведь рубль начал снижаться ещё в 2013 году, инвестировать перестали ещё раньше. Это получается как с простудой: здоровый переносит на ногах, больной переживает тяжело. Вы лично не несёте за это ответственность? И будете ли вы баллотироваться в 2018-м?»
Путин: «Решение о 2018-м принимать пока рано. Это будет зависеть от результатов работы.
Далее. Ответственность за всё, что происходит в стране, лежит на мне. Ошибки всегда есть. Сейчас будет «но». Вот оно: но считаю, что в целом финансовые власти справляются с задачами. Я сказал в начале и хочу закончить: времена не простые. В целом политика ЦБ и правительство — молодцы».
***
Путин ответил на вопрос о кабельных телеканалах. Привет «Дождю»! «Мы должны принять решение — либо поддерживать федеральные каналы из бюджета, либо дать возможность воспользоваться сокращающимися возможностями рекламного рынка. Если кабельные каналы существуют, нужно, чтобы они научились зарабатывать деньги», — сказал президент.
***
Екатерина Винокурова: «Эти вот руководители госкомпани — они не враги ли народа? И последнее: какая зарплата у Сечина? И не враги ли народа те следователи, которые расследуют дело Навального?»
Путин: «Не знаю. Что касается Сечина, он будет работать. Он хорошо делает свою работу».
***
Газета «Калининградка»: «Мы живём в кольце друзей, в гости к ним ездим, но они нас пугают… Мы будем усиливать военную группировку в Калиниграде? И где Балтийская АЭС, строится?»
Путин: «Строится, и она будет очень безопасной. А что касается соседей — на региональном уровне отношения добрые и дружественные, и с поляками, и с немцами. Фобии надо оставить, сотрудничество — продолжать».
***
На пресс-конференции Путина дали слово пресс-секретарю Рамзана Кадырова. Он заявил следующее: «Госпожа Собчак передёргивает факты и нагло лжёт. Кадыров никогда не нарушал Конституцию. Кадыров точно знал, что родители общались с боевиками… И если бы оперативных действий не было, жертв было бы 500 тысяч. 500 тысяч?»
Путин нашёлся: «Рамзан никого не оставит в беде. А пособников террористов нужно привлекать к ответственности в рамках закона. С террористами нужно бороться по всей поляне».
***
Шапито
Песков предлагает задать вопрос грузинам, Путин показывает на турок и просит задать вопрос турков. Встаёт мужчина: «Я из Кирова!» — «А как же Грузия?» — «Ну извините».
***
Путин озвучил тезис, красной нитью проходящий через все ответы президента на этой пресс-конференции: «Я считаю, что мы правы, а наши западные партнёры — не правы».
***
Симпсон, «BBC»: «Западные страны почти единогласны в том, что началась новая холодная война. Вопрос про то, почему российские самолёты постоянно летают у границ НАТО. Второй вопрос — может быть, вы хотели бы заявить, что вы собираетесь заниматься конструктивным решением вопроса на Украине?»
Путин: «Россия все жёстче и жёстче защищает свои интересы. Мы не атакуем… » Путин задумался и добавил: «Ну, в политическом смысле. Мы только защищаем свои интересы».
***
Reuters: «Насколько вы уверены в своём окружении? Что вы будете делать в случае дворцового переворота?»
Путин: «У нас нет дворцов, поэтому не будет дворцового переворота. У нас есть государственная резиденция – Кремль, она хорошо защищена. Это один из символов государственной стабильности. У нас есть поддержка народа, так что всё в порядке. Граждане умом и сердцем чувствуют, что мы делаем вещи в интересах большей части российского народа».
***
Собчак, «Дождь»: Кадыров заявил, что в Чечне не действуют законы Российской Федерации. Будете ли вы защищать граждан от досудебных расправ?
Путин обращается к Пескову: «Зачем ты ей дал слово?» Песков: «Виноват».
***
Lifenews спросил про Ходорковского. Корреспондент спрашивает, не жалеет ли Путин, что помиловал его. «Он обещал не заниматься политикой, а теперь заявил чуть ли не о президентских амбициях».
«А он где будет избираться, в какой стране?» — заявил в ответ Путин. Президент уточнил, что помиловал Ходорковского из-за мамы, которая тяжело болела.
***
Наталья Галимова, корреспондент Gazeta.ru, спросила у Путина о термине «национал-предатели» — не чувствует ли он личной ответственности за то, что в стране вновь царит атмосфера поиска врагов и пятой колонны. И что в его заявлении значило определение «пятая колонна».
Путин ответил: «Не чувствую я никакой ответственности. Я всё делаю, чтобы сплачивать общество, а не разъединять, так что я должен быть более аккуратен в своих высказываниях. Но и лакировать нельзя! Надо называть вещи своими именами! Трудно понять, где заканчивается оппозиция, а где уже пятая колонна, очень сложно».
***
«Дешевле и надёжнее поставок из России нет. И в ближайшей перспективе не предвидится», — заявил Путин.
***
Украинский журналист задал вопрос про судьбу Новороссии. «Какой вам видится будущее Новоросии и что вы собираете с ней делать?»
Путин продолжает говорить про необходимость диалога. «Мы помогаем. Уже десятый гуманитарный конвой направлен», но сейчас трудно сказать, что будет с этими территориями. Путин снова жалуется на то, что Киев во всём виноват. Горнякам не платят. Вот Порошенко, по словам Путина, стремится со всеми договориться, «но он там не один».
***
Вопрос корреспондента Первого канала: Происходящее сейчас с нашей экономикой — это расплата за Крым?
Путин: Нет, это плата за желание сохраниться как нация, как государство.
***
Корреспондент НТВ задал первый острый вопрос Путину: 25 лет падения стены, вы были свидетелем того события. Много было достигнуто. Россия даже была недалеко от отмены визового режима. И теперь новая стена отчуждения. Куда заведёт это похолодание, новая холодная война?
Президент ответил: Вы сказали, что рухнула стена, и мы видим, что возводятся новые стены. Мы не сейчас это видим. Разве после стены нам не говорили, что НАТО не расширится на Восток? Но оно началось немедленно, в две волны. Система ПРО рядом с нашими границами — это тоже стена. Никто не остановился, в этом главная проблема. Наши партнёры решили, что они победители, а остальные вассалы. Я говорил, не остановились эти стены. Я думаю, что наша позиция по кризисным ситуациям и Украине должна дать понять — правильный путь прекратить строить стены, надо строить пространства общие.
***
«Можно наезжать на Набиуллину, но в целом политика является адекватной. Но вот ценами нужно заниматься в “ручном режиме”», — прокомментировал президент политику Центробанка.
«Если ситуация будет продолжать развиваться так же неблагоприятно, придётся что-то корректировать, что-то сокращать, но так же безусловно, что рост неизбежен. При самом неблагоприятном сценарии — через два года»,
— сказал президент.