spot_img

Эмиль Маркварт об МСУ: стадо не имеет права избирать пастуха

Президент Европейского клуба экспертов МСУ Эмиль Маркварт дал свою оценку муниципальной реформе в России, проанализировав её основные положения.

По моему глубокому убеждению, принятый в 2014 году Федеральный закон №136-ФЗ об организации местного самоуправления, по сути, окончательно «похоронил» МСУ в России как самостоятельный институт. Среди норм, абсолютно не совместимых с принципом самостоятельности МСУ, в частности, можно назвать:

С 30 до 50% было увеличено представительство главы субъекта РФ в так называемой конкурсной комиссии, по существу, принимающей решение о назначении сити-менеджера. В своё время Конституционный суд, отвечая на запрос о конституционности нормы про 30%, уже говорил, что вообще-то, конечно, это нехорошо, но поскольку, дескать, государство имеет только 30% в составе, то решающего влияния не оказывает и потому, скрепя сердце, сказал, что 30% ещё не нарушает конституционный принцип организационной самостоятельности МСУ. Отныне же государство, по сути, в полном объёме влияет на формирование органа МСУ и этим, по моему убеждению, нарушает конституционные положения.

Право субъектов РФ устанавливать систему и порядок формирования органов МСУ (выборы или делегирование, выборы, или избрание из состава, или назначение). И в этой части у нас существенные сомнения в конституционности регулирования. Но ещё важнее то, что муниципалам и — внимание! — всем жителям страны дали понять, что их мнение в отношении их собственного местного самоуправления никого не интересует. Тем самым сделали ещё один шаг для отчуждения жителей от власти в целом и от «самой близкой к ним» муниципальной власти. Как любят выражаться сирые нынешние российские политики: «власти, до которой можно дотянуться рукой». Теперь уже не дотянуться…

Право субъектов РФ изымать у муниципалитетов (любых типов) полномочия, принимая их к собственному рассмотрению. Точнее говоря, в названном законе речь идёт о неком перераспределении полномочий по усмотрению субъектов РФ. Юристы полагают (и я в том числе), что при этом нельзя изымать собственно вопросы местного значения, которые закреплены в Законе №131-ФЗ (ст.ст. 14–16), поскольку это нарушало бы и конституционные нормы, и принципы государственного и муниципального устройства, и принципы муниципальной реформы и т. д. Однако на практике субъекты сплошь и рядом изымают у муниципалитетов именно вопросы местного значения. Например, в целом ряде субъектов «забирают» коммуналку и многое другое.

Особый цинизм ситуации: этим же законом были ополовинены полномочия сельских поселений. Сделано это было в пользу муниципальных районов, которые, видимо, были уже совсем «не при делах», под предлогом того, что у сельских поселений недостаточно денег для их решения. Это абсурд: по закону «деньги следуют за полномочиями», а не наоборот! И как только это произошло, тут же, в конце 2014 года, внесли изменения в бюджетное законодательство, изъяв у сельских поселений доходные источники. Угадайте с трёх раз, с какой аргументацией?! Правильно! Было заявлено, что сократили полномочия, а значит, надо сократить финансы! Это просто какой-то сюр.

Ну и последний удар «под дых»: закон № 8-ФЗ от 2015 года говорит о том, что назначенных по указке губернатора сити-менеджеров будут признавать главами муниципальных образований. Квинтэссенция цинизма! То есть жителям теперь вообще не надо «париться» по поводу глав своих муниципалитетов — стадо не имеет права избирать пастуха. Его назначат.

Фото: www.tumentoday.ru

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости