В рамках конференции «Визуализация выбора: история и современное состояние предвыборной агитации в России» с докладом в Перми 22 апреля выступил глава первой российской PR-компании «Никколо М» Игорь Минтусов.
Он представил краткую историю политического пиара в России, разделив её на пять этапов.
Первый этап (1989-1996 годы) — зарождение политического пиара. На разных уровнях прошли конкурентные выборы, была уличная активность, но крайне мало политических консультантов. Апогей этого периода — выборы мэра Санкт-Петербурга, когда Анатолий Собчак проиграл Владимиру Яковлеву.
Второй этап (1996-2003 годы) — «золотой век» политического пиара. В это время влияние административного ресурса и фальсификаций при подсчете голосов было минимальным. Судьба выборов часто решалась во втором туре, а у политтехнологов было обширное поле для работы.
Третий этап
(2003-2011 годы) — эпоха административного ресурса. Были отменены выборы губернаторов и выборы в Госдуму по одномандатным округам, ужесточились правила регистрации партий и др.
Четвертый этап
(2011-2013 годы) — «оттепель», волна либерализации, последовавшая после протестных митингов в Москве. Тогда было заявлено о возвращении губернаторских выборов и смягчении правил регистрации партий.
Пятый этап
(2013-2015 годы) — сворачивание «оттепели». Этот этап характеризуется ужесточением процедур регистрации: увеличение числа подписей, создание муниципального фильтра, отсевом «ненужных» кандидатов на этапе регистрации, а также «коррекцией» результатов с помощью досрочного голосования.
По словам Минтусова, менялось и взаимодействие крупных политических игроков с политконсультантами.
Игорь Минтусов, политический консультант:
— В середине 1990-х годов была система, когда в администрации президента отбирали политических технологов для регионов. Тогда доверенные политические консультанты жестко распределялись. И регионы с удовольствием этим пользовались, потому что в случае неудачи на выборах они всегда могли сослаться на присланного представителя, который ничего не делал. Сейчас ситуация несколько изменилась. Новый руководитель администрации президента все-таки пытается переложить ответственность на регионы. Но схема отбора политконсультантов по-прежнему остается «серой».