spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Экономист: Если бы я занимался бизнесом, то сейчас ринулся бы в Крым

Старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики ПГНИУ Константин Лях не разделяет распространённого мнения, что Олимпиада в Сочи и присоединение Крыма — катастрофичные события для экономики России. «Пермской трибуне» эксперт рассказал, почему эти инвестиции являются эффективными.

Большинство обывателей полагают, что проводить Олимпиаду в Сочи на государственные деньги, то есть на деньги налогоплательщиков, было абсурдом. Я не согласен с такой точкой зрения. Во-первых, мы всему миру продемонстрировали имидж нашего великого государства. Люди возвращались из Сочи с восхищением.

Да, это потребовало больших инвестиций. Да, противники говорят, что на эти деньги можно было сделать что-то другое. Но в этом есть парадокс: на что-то другое деньги надо брать из другого места. Любой бюджет является постатейным. То есть если мы хотим поднимать зарплату пенсионерам, то Олимпиада в Сочи здесь абсолютно ни при чём. Из карманов пенсионеров на Олимпиаду ничего не взяли. А для того, чтобы закрыть прорехи, которые возникали в процессе строительства (по закону Хеопса, если вы затеяли стройку, например, на 100 рублей, то всё равно потратите больше) привлекли средства Сбербанка, «Газпрома», «Лукойла».

Эти компании, как и государство, не могут просто раздавать деньги, они их инвестируют. Как развивали экономику Рузвельт, Лужков и Чиркунов? Все они инвестировали в дорожное строительство. Потому что для того, чтобы построить дорогу, не нужны нанотехнологии. Нужно хорошее оборудование, хорошие трудовые ресурсы, которые за собой в дальнейшем потянут экономический рост. Потому что, когда вы строите дорогу, то получаете зарплату и тратите её на образование, на покупку товаров и т.д.

Когда я говорил, что мы продемонстрировали имидж нашей страны, — это называется созданием конкурентной привлекательности. И у этого уже есть свои плоды. Во-первых, огромное количество россиян съездили в Сочи. К слову, там лучше, чем в Египте и Турции. Во-вторых, мы привлекли огромное количество инвесторов. Например, бешеное развитие получили IT-технологии и телевизионные коммуникации. Ведь Олимпиаду в Сочи мы обязаны были по всему миру показывать в цифре. И сейчас даже в Перми на простую антенну вы можете поймать цифровой сигнал. Это всё отголоски того, что мы входим в мировое сообщество, которое в нас инвестирует.

В денежном выражении Олимпиада в Сочи, конечно, если и окупится, то лет через 120. Но в экономике есть два слова, которые мы трактуем по-разному — рентабельность и эффективность. Есть проекты, которые с точки зрения экономики как-будто бы нерентабельны, но при этом эффективны. Рентабельность — это число, то есть количество вложенного на количество полученного. Олимпиада была нерентабельной, но это эффективная инвестиция. Она дала мощный толчок развитию Краснодарского края.

Сейчас на нас катится чемпионат мира по футболу, и мы строим стадионы. К нам будут приезжать гости, которые будут на этих стадионах играть, к нам приезжают туристы-болельщики. Они ведь должны где-то жить, что-то есть, куда-то ходить. Соответственно, это тащит за собой развитие инфраструктуры. А когда чемпионат закончится, это всё разве уедет вместе с ним? Нет, это останется нам. Главное — мы должны это использовать. Пример грамотного использования такого рода инвестиций — Казань. Это же совсем другой город — с новыми дорогами, новыми автобусами, новыми людьми, новыми рабочими местами. При этом, проведя Универсиаду, в тех же самых спортивных комплексах сейчас они принимают чемпионат мира по водным видам спорта.

Ещё одна блестящая инвестиция на сегодняшний день — это Крым. Если бы я занимался бизнесом, то в первую очередь сейчас ринулся бы туда. Потому что бизнес очень любит места, где существует понятие экономического роста, где инвестиции приносят прибыль. В Крыму сейчас сходятся все факторы, отвечающие этому требованию, — господдержка, отсутствие конкуренции, огромный финансовый потенциал России. Мы ведь очень богатая страна — и ресурсами, и людьми, и деньгами. Поэтому вместо того, чтобы покупать себе квартиру в Перми за 27 млн рублей, в Крыму можно купить домик за 800 тыс. рублей. И я уже вижу, что предприниматели вкладываются в Крым. Кто-то это делает самостоятельно, а некоторых, конечно, просит об этом государство.

Важно понимать, что волей судеб на нас упали рыночно-экономические отношения. И это прекрасно, потому что есть разные возможности заработка, самореализации. Но у любой медали есть и обратная сторона. В рыночные механизмы вшито понятие социальной несправедливости. Рыночные отношения — это не уравниловка. Всегда кто-то будет богаче, кто-то беднее. Функция государства — это неравенство каким-то образом нивелировать. Для этого существуют определённые механизмы. Если вы спросите, нравится ли мне то, как они используются в нашей стране, я скажу, что нет. Но в той же самой Америке неравенство — это мощная мотивация стать богатым. А у нас наоборот. Я люблю студентам приводить пример: когда выступает сборная России по любому виду спорта, болельщики кричат «Давай, Россия, давай, давай!», а канадцы, например, кричат «Go, Canada, go!». То есть они кричат «вперёд», а мы кричим «давай». Пока мы будем кричать «давай», ничего не изменится. При этом таких возможностей для роста, для предпринимательства, такой налоговой системы, как в России, нет нигде.

Проблемы, которые возникли в экономике нашей страны, многие эксперты считают благом. Можно было бы и дальше почивать на лаврах углеводородов, но тут случилось что-то неприятное, что заставило нас призадуматься. Яркий пример того, как можно переформатировать экономику, — это Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. В валовом продукте этих стран теперь уже не углеводороды занимают первое место. Почти 40% доходов в Дубае приносит туризм. Они к этому готовились. Может быть, и нам пора?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости