Игорь Алесковский: «На яхте без высшего образования делать нечего»

Яхтсмен Игорь Алесковский рассказал в эфире радио «Эхо Перми» об истории местного парусного спорта и о том, с какого возраста дети могут встать под парус.

В Перми парусный спорт представлен не только большим парусом, на котором традиционно ходят в моря и океаны, но и парусом, который используется в детском спорте, в речном парусном спорте. Давайте поговорим об этом поподробнее.

— Пермская школа парусного спорта имеет давнюю историю. В советские времена считалось, что Пермь занимает третье место в парусной школе, и наши яхтсмены занимали призовые места и тогда, и в нынешнее время. У нас очень мощная школа, постоянно ведётся подготовка детей и подростков: с младых ногтей ставим под парус. Часто это наследственное: родители вовлекают своих детей в парусный спорт, как это было и в моём случае. Сыновей и дочерей приводят в кружки, в парусные школы, готовят и к большому парусу.

Куда конкретно можно привести ребёнка и с какого возраста?

— Начинать лучше с младшего школьного возраста, с семи-девяти лет. Всё зависит от сознательности ребёнка и от его физических данных: так или иначе, этот спорт требует определённой сноровки и физической подготовки, работы не только головой, но и руками.

С чего начинается для ребёнка парусный спорт?

— Любой парусный спорт всегда начинается с теории. Нельзя просто посадить человека, даже взрослого и сознательного, на яхту и сказать: давай. Из этого ничего не выйдет. Один именитый яхтсмен даже высказал мнение, что на яхте без высшего образования делать нечего. Здесь нужно не только выполнять механические действия: взять верёвку, натянуть, растравить, — но и понимать теорию паруса. Парус — это живой организм, который подвержен влиянию ветра, течения и множества других факторов. Требуется понимание физики, геометрии и многого другого. Так что в первую очередь — теория. Есть книга «Школа яхтенного рулевого», выпущенная ещё в 1960-х годах. Она является настольной книгой любого яхтсмена.

Какой будет первая яхта ребёнка?

— Малый класс — это шверботы. Со стороны это выглядит как маленькая фанерная лодочка с одним парусом, очень вертлявая, очень лёгкая. Так же легко она иногда переворачивается, поэтому спасжилет обязателен.

Юношеские соревнования бывают?

— Конечно. В рамках любого соревнования взрослых яхт — допустим, Кубок Прикамья, открытие сезона — проходят гонки детско-юношеских школ.

Яхта

А как происходит специализация?

— В первую очередь будущий яхтсмен получает подготовку как матрос. Задача матроса — чётко, верно и очень быстро выполнять команды капитана. Это механические функции по управлению парусами и другие команды, которые должны выполняться на лодке, которые необходимы для её быстрого и победоносного продвижения вперёд на соревновании. Следующий этап — это уже рулевой. Квалификация рулевого может совершенствоваться годами: даже умудрённые опытом капитаны ошибаются. Это навыки, которые приходят исключительно с опытом и знаниями, в том числе знанием матчасти: как угадать ветер, в какой части реки он будет через 15–20 минут, как направить туда лодку и поймать тот шквал, который приведёт к победе, — этому в школе не учат.

Как собирают команду?

— Команду всегда собирает капитан. Существуют умудрённые опытом капитаны, которые, как правило, являются собственниками яхт. Они среди юных или не очень юных яхтсменов набирают команду, которая отвечает именно их задачам. Обычно капитан и шкипер — это люди более старшего поколения, а два матроса — те, кто помоложе. В команде важны не только профессионализм, но и слаженность. Во время соревнований члены экипажа яхты должны быть лучшими друзьями: необходимы полное доверие и взаимопонимание. Именно от команды в первую очередь зависит победа.

Недавно в Перми состоялась Чёрмозская регата. Как проходят такие соревнования?

— Это одно из знаковых событий парусного спорта. Это была стомильная гонка (морская миля равна 1,8 километра). Стартовали из района КамГЭС, нужно было дойти до Чёрмоза, развернуться и дойти обратно — дистанция 100 морских миль.

Кто первый пришёл к финишу, тот и победитель?

— В общем, да, но есть поправочные коэффициенты. Дело в том, что технически, даже если лодки находятся в одном классе, у них разные паруса, разных годов выпуска — это влияет на быстроходность. У каждой лодки есть верительное свидетельство, в котором указан поправочный коэффициент. Даже если ты пришёл первым, необходимо иметь определённый отрыв, чтобы с учётом поправочного коэффициента тебя признали победителем.

Яхтинг — это спорт или отдых?

— В первую очередь это образ жизни. Это хобби, которое отнимает всё свободное время. И даёт непередаваемые эмоции, которые нельзя получить где-то ещё. Парус — это ощущение свободы, адреналин, дух соревнований.

Беседовал Юрий Руднев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости