Пермские перевозчики не хотят переходить на электронные билеты

Обсуждение замены бумажных проездных на электронные в Пермском крае не утихает с начала марта. Недовольство жителей Прикамья вызвали сразу несколько фактов: низкий уровень информированности, отсутствие ясности касательно процедуры переоформления и сжатые сроки получения электронного социального документа. В результате краевое правительство пошло навстречу льготным категориям граждан. По инициативе депутата Законодательного собрания Дмитрия Скриванова переходный период был продлён, и у льготников появился ещё один месяц для того, чтобы успеть оформить электронный документ.

Теперь против действий Минтранса выступили перевозчики: они не готовы спонсировать новую систему оплаты из своего кошелька. Введение электронных проездных подразумевает наличие у кондукторов специальных аппаратов для считывания информации — валидаторов. В свою очередь, они должны быть синхронизированы с оборудованием Министерства транспорта Прикамья. И сами валидаторы, и специальное программное обеспечение стоят немалых денег. Масштабные затраты легли на плечи перевозчиков, в то время как правительство края создало благоприятные условия для выхода на рынок нового монополиста. Редакция издания «Местное время» провела журналистское расследование. Как оказалось, ситуация для перевозчиков сложилась действительно непростая, а действия краевого правительства вызывают множество вопросов.

Решение об операторе новой электронной системы учёта было принято ещё осенью 2015 года. По итогам официальных торгов им стало предприятие «Автовокзал». Теперь же выяснилось, что дальнейшие решения об обслуживании системы были приняты без соблюдения регламента. Минуя конкурсные процедуры, «Автовокзал» заключил договор на право использования программного обеспечения с ООО «Бенток-Смоленск». Сумма контракта составила без малого 12 миллионов рублей.

Теперь перевозчиков буквально вынуждают заключать договоры с этой компанией. Только в этом случае они получат компенсацию за льготников от правительства края. По словам руководителя НП «Единый союз перевозчиков» Олега Боровика, стоимость подключения — 8000 рублей за каждый валидатор. «То есть если у вас 100 автобусов — будьте любезны выдать 800 тысяч рублей, — пояснил бизнесмен. — И плюс к этому они берут по 35 копеек с каждого билета». С учётом пассажиропотока — около 300 млн человек в год — сумма «вознаграждения» превысит 100 млн рублей.

Корреспондент «В курсе.ру» решил узнать у перевозчиков, как дела обстоят на практике и готовы ли они оплачивать новую электронную систему.

Директор 4-го автопарка Александр Богданов в первую очередь отметил, что сумма расходов на внедрение новой системы, озвученная Олегом Боровиком, может быть гораздо выше: «8000 рублей будет стоить только подключение к системе «Бенток-Смоленск» при условии того, что у перевозчика уже имеется валидатор. Если нет — извольте платить 35 тысяч за каждый прибор учёта плюс ещё программное обеспечение, техническое обслуживание. Если умножить этот расход на количество единиц транспорта, сумма получается внушительная», — подсчитывает убытки перевозчик. «Я считаю, что информирование по этому вопросу находится на нулевом уровне. А ведь при грамотном раскладе нас должны были собрать и рассказать о новой системе, об особенностях внедрения, показать документы. Мы вынуждены сами искать информацию, схема нам не понятна», — отметил Александр Богданов.

С ним согласен и бывший руководитель департамента дорог и транспорта, перевозчик Игорь Сасунов, который отметил, что коррупционную составляющую этого решения видно невооружённым глазом:

«Процедура внедрения новой системы прошла абсолютно непрозрачно. Если введение новой системы оплаты проезда — инициатива правительства Пермского края, то оно и должно обеспечить перевозчиков техническим оборудованием для её реализации. Это соответствует 790-й статье Гражданского кодекса РФ. Если министерство транспорта обозначило необходимость перехода на электронные проездные, то должны быть предложены оптимальные варианты решения вопроса», — рассказал Игорь Сасунов. Перевозчик подчеркнул, что действия Минтранса можно трактовать как «принуждение к заключению заведомо невыгодного договора». За это законодательством России предусмотрена уголовная ответственность.

В разговоре с журналистом «В курсе.ру» перевозчик и представитель Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Стерлягов рассказал о вероятности рабочего совещания по этому вопросу: «Возможно, 28 марта на площадке ОНФ мы проведём совещание, посвящённое этому вопросу. Мы намерены пригласить заместителя министра краевого Минтранса, представителей «Автовокзала» и компании «Бенток»», — отметил Александр Стерлягов, добавив, что ОНФ попытается получить ответы на вопросы, касающиеся внедрения системы. Подводя итоги, перевозчик поддержал своих коллег во мнении, что покупка, обслуживание валидаторов и другого оборудования — задачи, которые должно решать министерство транспорта.

Директор 3-го автопарка Вадим Стерхов отметил несправедливость требований Минтранса: «Принуждение пользоваться определённой системой —неправильный шаг со стороны правительства. Если у меня уже закуплены валидаторы и они будут несовместимы с системой «Бенток-Смоленск», что мне тогда делать? Покупка новых валидаторов в мои планы не входит, смысл мне ещё раз платить? На данный момент специалисты компании, которая обслуживает наше оборудование, занимаются этим вопросом», — резюмировал автоперевозчик.

Антимонопольные ведомства поддерживают точку зрения перевозчиков. В Пермском УФАС считают, что ни жители края, ни перевозчики не должны оплачивать нужды министерства социального развития: «Наша задача — наказать тех лиц, которые таким образом поступают. Оборудование перевозчиков должно быть синхронизировано с оборудованием, которое находится у органов власти. Именно поэтому эту функцию нельзя отдавать хозсубъекту, главная задача которого — заработать деньги», — подчеркнул в интервью изданию «Местное время» исполняющий обязанности руководителя ведомства Антон Удальёв.

Напомним, в начале марта на сайте краевого Минтранса была опубликована информация о том, что с 1 апреля 2016 года социальный проездной в бумажном виде станет недействительным. По инициативе краевого парламентария Дмитрия Скриванова переходный период, за который льготникам нужно успеть получить электронный документ, был продлён до 1 мая.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости