Ольга Стенно разрушает все стереотипы о мастерах кузнечного дела. Сила, с которой она подчиняет себе металл, в сочетании с живым, открытым взглядом внимательных глаз и лёгкостью духа — это действительно огненная смесь. Спустя девять лет работы она по-прежнему радуется своему делу и удивляется возможностям металла.
Кузница всегда ассоциировалась у меня со стариной, магией, я не думала, что она выглядит, как обычный цех. Были стереотипы и о самих кузнецах: мне казалось, что это такие большие бородатые мужчины в фартуках и с кувалдами. А на самом деле — это простые люди среднего телосложения. Женщины, вопреки стереотипам, тоже могут заниматься кузнечным делом. Их, конечно, мало. Но и мужчин в этой профессии осталось не так много. Я знаю нескольких девушек-кузнецов из разных городов, но чаще они всё же работают ассистентами. Я не могу сказать, что для такой работы нужно обладать серьёзной физической подготовкой. Бывает, конечно, тяжело. Бывает, что болят руки. Но мне в этом плане проще: я девять лет занималась бодибилдингом. Умирала после каждой тренировки, но на следующий день снова вставала и шла, и сейчас точно так же: иногда просто падаю без сил. Но есть и такие моменты в кузнице, когда с тебя не бежит пот градом, а ты спокойно работаешь в своё удовольствие.
Мне всегда нравилось рисовать. Получив первое образование, я пошла вольным слушателем в академию зодчества. Там я получила базовые знания, но поняла, что, занимаясь кузнечным делом, важно сразу погрузиться в технический процесс. Когда ко мне приходят студенты, я им говорю, что бесполезно учить теорию, надо заниматься практикой. Надо не говорить, а ковать.
В мастерской мы работаем вдвоём. Нас нельзя назвать среднестатистическими кузнецами, мы — художники по металлу. К нам приходят заказчики, которые ценят непосредственно наш талант, наш взгляд на металл, и они с ним либо соглашаются, либо уходят в другую кузницу. Ни за какие деньги я не смогу сделать заказ, который идёт вразрез с моим видением. На самом деле то, чем мы занимаемся, это ведь не только работа в кузнице, у нас очень много общения — с заказчиками, с коллегами, общение на фестивалях. Мы не только куём и пилим в кузнице.
Наша задача — оживить металл. Я делаю крыло птицы, и необходимо создать фактуру оперения.
Я всё ещё удивляюсь тому, как греется металл, как он поддаётся физическому воздействию, как он живёт. Я люблю давать волю металлу — он сам зачастую диктует, как хочет жить. Часто кузнецы — это люди с эго, которые хотят повелевать стихиями. В нашей работе совмещены все стихии: металл — это земля, горн, поддув — это воздух, также есть огонь и вода. И в определённом смысле ты владеешь этими стихиями. Но полностью их подчинить невозможно, можно только их направлять.
Этим молотком я работаю с первого дня в кузнице. Когда-то он был больше, но в процессе работы он уменьшается, стачивается.
Всё начинается с поиска идеи. Бывает, что идея существует много лет, и потом вдруг находится заказчик, которому она идеально подходит. А технический процесс всегда индивидуален. Иногда даже молоток и горн не нужны. Можно зафактурить и — руками. Мы работаем с нержавеющей сталью, с чёрным и цветным металлами. Я очень люблю работать с медью, латунью. При этом у меня аллергия на цветной металл, и каждый раз это для меня жертва.
Фото: Алексей Суханов.