spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Гендиректор фонда Потанина о первом опыте эндаумента в Пермском крае и сохранении индустриального наследия в культуре

«В курсе.ру» выяснил, могут ли музеи развиваться без инвестиций и почему гранты – катализатор развития музеев.

На 100-летие Пермской государственной художественной галереи приезжала генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева. Портал «В курсе.ру» встретился с коренной пермячкой и пообщался о развитии объектов культуры, эндаументе и о культуре в промзонах.

 

Оксана, добрый день. Рады вновь видеть вас в Перми. Пермский край хорошо знаком и вам лично, и Фонду Потанина. Многие пермские учреждения культуры участвуют и побеждают в конкурсах Фонда. Расскажите, пожалуйста, опираясь на ваши наблюдения, как изменились пермские музеи, театры и другие организации сферы культуры в последние годы? Стали ли они более открытыми и доступными для посетителей? За счет чего произошли эти изменения?

Если говорить о сотрудничестве с пермскими организациями, то нас связывает длинная история. На грантовые конкурсы фонда подают заявки разные музеи. В их числе и Художественная галерея, и Краеведческий музей, и PERMM, и музеи за пределами города. Со временем проекты, которые реализуют коллеги, становятся все более интересными и сложносоставными, некоторые  –«модельными» для других организаций. В качестве примера приведу опыт Пермской галереи по работе с волонтерами серебряного возраста.  В 2009 году галерея получила грант на проект «Журавль в руке» в результате конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Был создан волонтерский клуб, который предлагал различные возможности для самореализации пожилых людей. Музей стал точкой притяжения для людей, имеющих большой жизненный опыт. Мы видим сегодня, что тема поддержки старшего поколения, которая вначале была затронута в локальном проекте, распространилась широко по стране.

Появление экспозиции краеведческого музея в Доме Мешкова тоже начиналось с одного из грантов фонда. Конечно, это был не единственный вклад в это развитие, но благодаря ему творческая команда музея смогла предложить посетителям новую историю в новом здании.

Вовремя полученный грант, это – не только возможность реализовать интересный проект. Это, прежде всего, поддержка людей, которые его инициировали, это ­­– востребованность и признание, которое помогает двигаться дальше в профессии.

 

Какие возможности сегодня предоставляет Фонд культурным учреждениям Пермского края? Может ли организация получить несколько грантов?

Многие организации неоднократно получают наши гранты. Грант можно получить на проект или на разные этапы проекта, а также на институциональную поддержку (например, цифровизацию деятельности).

Особенно актуально это стало в 2020 году, в период коронавируса. Фонд  стал оказывать такую поддержку НКО и учреждениям культуры. Тогда был настоящий прорыв в культуре в плане развития и адаптации цифровых инструментов.

 

Сложно ли получить грант?

Участие в любом конкурсе — это важный этап для любой организации. Это возможность подумать, переосмыслить свою деятельность. Я бы сказала, что получить грант и сложно, и просто одновременно. Ответ зависит от того, насколько готова проектная идея, проработана, насколько она органична для команды.  Получение гранта — это всегда конкурс, это достаточно серьезная конкуренция: на один грант подается 10 и более заявок. Выдержать  такую конкуренцию – это серьезная победа для любой организации.

Процесс подачи – это катализатор развития. Заставляет участников процесса выйти из зоны комфорта и посмотреть на себя со стороны. С этим опытом они уже могут идти на другие площадки в поисках инвестора или реализовать проект самостоятельно.

Неполучение гранта я бы тоже рассматривала как опыт. И у фонда есть примеры, когда люди не получали грант, но реализовали свой проект, потому что проработали идею, поняли, что им это действительно нужно, чтобы двигаться дальше.

 

Есть какие-то пермские проекты, которые выделяются на фоне остальных?

В Перми много разных проектов во всех  сферах, с которыми работает Фонд Потанина. Каждый интересен по-своему. В прошлом году, к примеру, Театр оперы и балета создал фонд целевого капитала и сформировал эндаумент. С тех пор в театре появилась хорошая традиция, проводить специальные мероприятия для пополнения целевого капитала.

 

Расскажите подробнее про эндуамент. Инструменту уже почти 20 лет, а в Перми он, пожалуй, знаком только через оперный театр.

Эндаумент — это специальный инструмент для финансирования  работы организации в социальной и культурной сфере.

Он построен не по принципу классического финансирования, когда полученные деньги полностью направляются на проект. Здесь деньги не тратятся, а формируют «тело». Его отдают в управление и получают доход. И вот уже им организация распоряжается.

Эндаумент позволяет иметь стабильный источник дохода и реализовывать проекты, которые не всегда получается выдвинуть на конкурсы. Для внедрения этого механизма необходимо создать специальную организацию, специальный фонд. Он собирает деньги и помещает их в управление. При этом организация при необходимости может тратить до 10% тела.

У Пермского театра оперы и балета действительно был первый опыт использования этого механизма среди организаций культуры в Пермском крае. Он призван обеспечить стабильность учреждению, создать финансовую подушку для новых проектов.

 

Еще один тренд культурной и общественной среде — ревитализация индустриальных пространств. Считают ли в Фонде его перспективным и поддерживают ли проекты такого рода?

Мы знаем много успешных примеров ревитализации. В Ярославле есть известный центр «Тексиль». В нем заложена и музейная, и общественная составляющая. Еще один громкий пример – «Октава» в Туле. Нам стало понятно, что такие проекты надо выделить из общей линейки грантовых заявок, поступающих на конкурсы программы «Музей без границ», чтобы организации могли поработать с промышленными объектами для сохранения истории.

В прошлом году мы запустили грантовый конкурс для сохранения индустриального наследия и культурной, и общественной жизни, который называется «Индустриальный эксперимент». Это не просто открыть ресторанный дворик на бывшем заводе, в проекте должна быть музейная составляющая. В пилоте конкурса, кстати, принял участие Березниковский историко — художественный музей им. И.Ф. Коновалова, который получил грант на проект «Солевары: возращение». Проект предполагает работу с Нижними соляными промыслами в Усолье. Музей будет работать с целым комплексом промышленных зданий.

Интересно, что одновременно подобный проект вырос в Вологде, где тоже восстанавливают историю солеварения (в числе победителей «Индустриального эксперимента» – Фонд развития общественных инициатив Тотемского района «Соль Земли» с проектом «Сользавод: перезагрузка»).

 

 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Последние новости