spot_imgspot_imgspot_img

Время повышенной мобильности. Разбираемся, почему растут цены и спрос на услуги такси

Среди основных причин увеличения стоимости поездок эксперты выделяют отток водителей с рынка и увеличение расходной части услуг по перевозке.

Средний чек поездки на такси в Пермском крае в июне 2024 года составил 475 рублей. Это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили «В курсе.ру» эксперты сервиса «Чек Индекс». В апреле – мае текущего года средняя стоимость поездки была на 7,16% ниже и составляла 441 рубль. В сравнении с тем же периодом годом ранее она выросла на 11%.

В такси «Максим» в Перми средний чек на поездки сейчас составляет 505 рублей, сообщили в сервисе. Это на 4% больше, чем в мае 2024 года и на 35% больше, чем в июне 2023 года.

Причины роста цен

В настоящий момент продолжается рост цен на автомобили, обслуживание, запчасти, топливо, кредитование и страхование. Колебание цен в приложениях агрегаторов такси также вызывают алгоритмы балансирования спроса и предложения.
Кроме того, трудновыполнимые требования нового закона «О такси» создали административный барьер для легальной работы самозанятых с личными автомобилями и входа на рынок новых перевозчиков, отметила специалист отдела по связям с общественностью сервиса «Максим».

Дефицит водителей

На 2 июля 2024 года в региональном реестре перевозчиков легковым такси числится 438 субъектов, из них 141 – самозанятый, следует из информации СИЦ Минтранса России. Что касается автомобилей такси, то в реестр включено 2560 транспортных средств. Для сравнения: в феврале 2021 года, до введения требования о цвете кузова такси, в реестре значились действующие разрешения на 9132 автомобиля.
С 1 сентября 2022 года в Пермском крае установлен единый стиль для легально работающих автомобилей такси. Все машины должны быть белого цвета с полосами шириной от 12 см до 25 см из красных и белых квадратов в шахматном порядке по бокам кузова.

Во всех регионах, которые устанавливали дополнительные требования к цвету такси, происходило резкое снижение количества выданных разрешений на перевозку, отметили в «Максим». «Водители уходили в нелегальную сферу. Во многих субъектах от этих требований впоследствии отказались. Жаль, что в Пермском крае не проанализировали опыт своих коллег перед принятием краевого закона», – посетовали в сервисе.

Как сообщает руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси Екатерина Киселева, последние девять месяцев количество жалоб на дефицит водителей и перевозчиков растет. В ходе опроса, проведенного организацией в конце 2023 года, 70% таксопарков заявляли о нехватке водителей. В зависимости от региона эта цифра варьировалась в пределах 20-30%. Дефицит исполнителей оказывает прямое влияние на стоимость поездок – чем меньше предложений на осуществление перевозок, тем выше стоимость услуг.

Новый закон «О такси» – один из главных факторов дефицита водителей, роста стоимости поездок и снижения доступности услуги для населения, подчеркнули в «Максим». При этом он не обеспечивает достижение целей легализации рынка, добавили в сервисе. «Сравните: более полумиллиона водителей в отрасли такси зарегистрировали самозанятость и платят налог на профессиональный доход в региональные бюджеты, а обратились за разрешениями на эту деятельность в 50 раз меньше. На начало 2023 года в отрасли было занято около 2,5 миллиона водителей», – пояснили в «Максим».

В сервисе говорят о необходимости дорабатывать отраслевой закон, вводить раздельное регулирование для таксопарков и самозанятых водителей на личных автомобилях, максимально упрощать правила работы для физических лиц. Только увеличение числа перевозчиков на рынке поможет сдерживать рост стоимости поездок, добавили в сервисе.

Однако считать, что исключительно новый закон стал причиной роста стоимости услуг, было бы неправильно, отмечает Екатерина Киселева. «Причина заключается в совокупности экономических, законодательных и сезонных факторов. Сложно сказать, когда отрасль такси получала целевую поддержку от государства. Этого не было ни во время ковида, ни сейчас, во время санкционных ограничений. Мы регулярно обращаемся к органам власти с просьбами об упрощении требований, например, к цвету кузова такси, и создании программ субсидирования по обновлению автопарков», – добавила она.

Увеличение спроса

Объем заказов такси в июне 2024 года вырос на 6%. Аналитики «Чек Индекса» связывают это с продолжающимися увеличением мобильности граждан, восстановлением оффлайн-форматов деловой активности и ростом внутреннего туризма.

Обычно больше всего поездок фиксируется в январе – апреле и августе – декабре. Высокий спрос отмечается в предпраздничные и праздничные дни, в плохую погоду, также случаются локальные пиковые нагрузки, например, во время массовых мероприятий, отметила Екатерина Киселева. В период майских праздников и летом спрос ослабевает. Однако в мае – июне текущего года он был выше в связи с ростом туристического трафика в крупные города и потребительской уверенности, пояснили в «Чек Индексе».

В сервисе «Максим», напротив, отмечают повышенный спрос в майские праздники и летом, когда из-за отпусков и каникул увеличивается мобильность жителей. При этом водители также уходят в отпуска и на другие сезонные работы, поэтому в этот период чаще срабатывает коэффициент повышения стоимости поездок, выравнивающий баланс спроса и предложения. В любые праздничные выходные спрос растет на 30-50%, добавили в сервисе.

«Спрос на такси высок, потому что зачастую общественный транспорт не удовлетворяет все потребности жителей, а в некоторых ситуациях такси оказывается единственным вариантом. Кроме того, в ряде отраслей увеличиваются зарплаты – у людей пока сохраняется возможность пользоваться услугой», – пояснили в «Максим».

Что будет дальше

В Общественном Совете по развитию такси прогнозируют продолжение роста стоимости поездок. Он связан с растущими расходами на содержание и обновление автопарка, а также с дополнительным видом страхования такси.

Так, в сентябре 2024 года вступит в силу требование об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Согласно данным союза страховщиков, средняя стоимость полиса составит 2,6 тыс. рублей. Его нужно будет оформить на каждый автомобиль такси.

В этой связи в Совете видят существенный потенциал роста стоимости услуг такси: начиная от отсутствия механизма возврата средств при отказе от полиса страхования, неравнозначности выплат пассажирам и водителям и заканчивая развитием мошеннических схем. Как сообщила Екатерина Киселева, в июне в Госдуму и Минтранс России было направлено обращение с просьбой перенести срок вступления нормы на 2028 год – это даст возможность закрыть пробелы в механизме страхования.

В сервисе «Максим» надеются, что регулирующие органы и законодатели обратят внимание на проблемы отрасли и потребности пассажиров, устранят системные причины оттока водителей и роста стоимости поездок.

В пресс-службах сервисов «Ситимобил» и «Яндекс Go» на момент публикации на запрос «В курсе.ру» не ответили.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Последние новости