Новые туалеты, зоны для приема пищи, премии, новая техника и даже предоставление жилья: рассказываем, как в Перми намерены привлекать кадры в сферу пассажирских перевозок.
В Перми обострился дефицит кадров в сфере пассажирских перевозок. Но данным городского департамента транспорта, в сентябре 2024 года в отрасли не хватает порядка 450 водителей, ни один из перевозчиков не имеет полностью укомплектованного штата.
Власти Перми вместе с перевозчиками ищут различные варианты решения проблем. В их числе – улучшение условий для работы (прием пищи, туалеты), введение рейтинга и системы поощрения для лучших представителей профессий и даже предоставление жилья.
Еда и нужда
По данным собеседников «В курсе.ру» в сфере пассажирских перевозок, в Перми сохраняется проблема с отсутствием условий для приема пищи и походов в туалет водителями общественного транспорта. Ряд перевозчиков решают эту проблему, но на отдельных маршрутах вопрос продолжает стоять остро.
Один из водителей, согласившийся побеседовать с «В курсе.ру» на условиях анонимности, рассказал, что в Перми ситуация с туалетами и точками питания для водителей неоднородная. «Одни из самых лучших условий для водителей – на электробусном 81-м маршруте (следует от Перми II до ЖК Погоды, обслуживается МУП «Пермгорэлетротранс», — прим.ред). А вот на других направлениях, особенно отдаленных, дела обстоят похуже».
Добавим, что проблема с отсутствием комфортных условий для водителей остро стоит и в других регионах. К примеру, в соседнем Екатеринбурге СМИ не так давно рассказывали о местном жителе, своими силами построившем туалет для водителей, устав от их похождений в кусты.
По словам директора пермского филиала ООО «Автомиг» (обслуживает 10 городских маршрутов Игоря Сасунова), наличие туалетов на остановочных пунктах зависит от уровня развития инфраструктуры рядом.
«Если в районе конечной остановки есть торговые центры, водители идут туда, — рассказал Игорь Сасунов, — но есть например, конечная 77 автобуса в Левшино, там идти было некуда. Водитель не может прийти в квартиру и попроситься в туалет, он пойдет в лес. Поэтому мы своими силами установили в районе конечной остановке биотуалет и заключили договор на его обслуживание».
По мнению Игоря Сасунова, проблем с приемом пищи водители автобусов не испытывают: водителям доставляют обеды в одноразовых контейнерах на конечные пункты.
В муниципальном предприятии «Пермгорэлектротранс» (обслуживание 10 автобусных и все трамвайные маршруты Перми) проблему с туалетами и приемом пищи для водителей отрицают.
«На конечных (начальных) точках маршрутов, обслуживаемых МУП «Пермгорэлектротранс», предприятием установлены специальные туалетные кабины или есть диспетчерские пункты с комнатами приема пищи, в которых водители могут отдохнуть и пообедать», — сообщили в пресс-службе муниципального перевозчика.
В департаменте транспорта администрации Перми сообщили, что будут улучшать инфраструктуру конечных пунктов.
«Ведется проектирование отстойно-разворотной площадки на Нагорном, где планируется сделать бытовые помещения для водителей. В дальнейшем этот опыт планируем масштабировать и на другие конечные», — подчеркнули в ведомстве.
По данным представителей отрасли, всего в Перми нуждается в благоустройстве, организации для приема пищи 19 автобусных конечных пунктов.
Премии, жилье и новые автобусы
Проблема кадрового дефицита стала центральной темой заседания консультативного совета по вопросам развития общественного транспорта, состоявшегося недавно в Перми.
Одна из мер по снижению кадрового дефицита, озвученная начальником городского дептранса Анатолием Путиным – снижение потребности в водителях за счет оптимизацией маршрутной сети. В частности, планируется решить вопрос путем запуска автобусов особо большого класса (с «гармошками»). Ранее «В курсе.ру» сообщал, что с июня 2025 года городские власти планируют запустить более 80 таких машин, который выйдут на маршруты №№ 1,14,15,27 и 50. Количество графиков на этих маршрутов за счет большей вместимости автобусов при этом будет сокращено.
Другой путь – повышение системы мотивации сотрудников. В дептрансе сейчас прорабатывается вопрос создания общегородского рейтинга водителей. Тем водителям, которые будут хорошо работать, не допускать аварий и нарушений графика, обещают дополнительное финансовое поощрение.
Дополнительные меры для привлечения водителей разрабатывают и сами перевозчики. Например, в «Пермгорэлетротрансе» рассказали «В курсе.ру» о предоставлении жилья иногородним работникам.
«Предоставление жилья — одна из дополнительных мер поддержки на предприятии. Такая возможность была проработана для сотрудников. Сейчас стать водителем городского общественного транспорта могут не только пермяки, но и жители других регионов, решившие переехать в наш город», – отметили в пресс-службе предприятия.
Наконец, еще один «бонус» для потенциальных и действующих пермских водителей общественного транспорта – качество подвижного состава. По этому параметру Пермь в последние годы регулярно занимает одни из первых мест в различных общефедеральных рейтингах по качеству общественного транспорта. В отличие от многих городов страны, водители работают на новых автобусах и трамваях. К слову, в 2025 году будут заключены новые пятилетние договоры на обслуживание автобусных маршрутов. В новых контрактах – предельно жесткие условия к возрасту машин. Так что комфортное руление нынешним и будущим водителям в Перми обеспечат точно.