«Вы, мамаша, больная!». Разбираемся, почему врачи хамят пациентам и что с этим можно сделать

В 2024 году Министерство здравоохранения Пермского края рассмотрело более полусотни обращений, связанных с хамством врачей. В большинстве случаев пострадавшие от неприемлемого отношения медработников предпочитают никуда не жаловаться. Разбираемся, откуда берется хамство врачей и что с этим можно сделать.

Российские парламентарии планируют внести на рассмотрение законопроект, предусматривающий наказание за оскорбление медицинских работников.

«Предлагается введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьи 5.61.2, устанавливающей административные штрафы за унижение чести и достоинства медицинского работника при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением», – говорится в пояснительной записке к документу.

Интересно при этом, что пациент от хамства врачей законодательно практически не защищен. Как правило, за неподобающее отношение с пациентом даже не увольняют, ограничиваясь, в основном, более мягкими дисциплинарными взысканиями. «В курсе.ру» разбирается, почему врачи хамят, в чем причины и как к этому явлению относятся в краевом минздраве.

Читательница портала «В курсе.ру» Екатерина рассказала, что, сходив с ребенком в муниципальную поликлинику к детскому дерматологу с подозрением на чесотку, получила порцию оскорблений от врача.

«Вы, мамаша, больная. Это не может быть чесотка. Мы бы знали о вспышке заболевания в детском саду. Вы все придумал, это ваше больное воображение», – цитирует медработника девушка.

По ее словам, врач некачественно осмотрела ребенка и даже не допустила, что мама малыша может быть права. Впоследствии диагноз был подтвержден в частной клинике и успешно вылечен. А дерматолог муниципальной поликлиники не понесла никакой ответственности ни за не оказание помощи, ни за свое хамское поведение.

Если почитать отзывы в открытых источниках на работу врачей в государственных медицинских учреждениях, то станет понятно, что множество пермяков сталкивается с подобной проблемой.

«Злая и нетерпеливая женщина, выдающая результаты флюорографии. Можно разговаривать по-спокойному, а не срывать своё недовольство на пациентов», – отмечает Анна А., пациентка пермской поликлиники №5.

«Такого хамского отношения давно не встречала. Сразу с порога начала повышать голос. Ни на один мой вопрос не ответила, анализы толком не посмотрела. Слово вставить не давала. Если хотите сберечь свои нервы, никогда не ходите к данному врачу», – рассказывают посетительница женской консультации №2.

Корреспондента «В курсе.ру» впечатлил сотрудник рентген-кабинета одной из крупнейших детских больниц в Перми. В ответ на приветствие она лаконично пояснила, что «совершенно не обязана тут с вами здороваться и делать этого не будет». Причины такой спонтанной нелюбезности пояснять не стала, выполнив свои прямые обязанности молча.

Так почему же многие врачи и другие сотрудники медучреждений ведут себя по-хамски и есть ли на них управа?

Жаловаться или беречь нервы

«Пациенты, которым было нанесено оскорбление, не идут к руководителю учреждения, а сразу пишут жалобы в Министерство здравоохранения Пермского края», – говорит собеседница портала «В курсе.ру» Анастасия, работающая медсестрой в одной из пермских больниц.

Как рассказали в самом ведомстве, за прошедший год в отдел обращений граждан за прошлый год по вопросам этики и деонтологии поступило 56 обращений, связанных с хамством медицинских работников. В социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» за 2024 год пресс-служба регионального Минздрава зафиксировала 78 таких обращений.

После обращения пациента с жалобой на словесную несдержанность врача создается комиссия, которая рассматривает обращение на обоснованность.

«Если комиссия признает, что претензии обоснованы, то к медработнику будут применены меры дисциплинарного воздействия или снижение стимулирующих выплат», – объяснили в Министерстве здравоохранения Прикамья.

Исходя из статистки, можно предположить, что бороться с хамством и наказывать врачей пытается лишь малая часть оскорбленных пациентов. Большинство из них пытается просто забыть посещение грубого врача как страшный сон. По крайней мере, пациенты, поделившиеся с «В курсе.ру» своими неудачными историями взаимодействия с врачами, предпочли поберечь свои нервы и не писать никаких жалоб.

Работа под высокой нагрузкой

«Врачи работают по две ставки. Днем врач обследует пациентов, потом с трех часов до восьми утра он выходит на дежурство. Утром врач опять идет обследовать пациентов. То есть он непрерывно находится на работе 1,5 суток», – говорит Анастасия, медсестра одной из пермских больниц.

В Пермском крае, действительно, наблюдается острый дефицит медицинских кадров. По словам Анастасии, в нейрохирургическом стационаре, где она работает, раньше дежурило три-четыре нейрохирурга. Сейчас осталось только два.

«Зарплата у нас небольшая. В основном все подрабатывают. Я, например, работаю в двух больницах, в трех отделениях. Мои коллеги врачи постоянно подрабатывают в других больницах», – признается Анастасия.

По данным сервиса по поиску работы hh.ru, за февраль-март на одну размещенную вакансию приходится по 0,4 резюме от соискателей при норме минимум четырех.

Похожая ситуация наблюдается при поиске кандидатов на вакансию младшего медицинского персонала. Сейчас от соискателей отправляется в среднем по 2,2 резюме на одну вакансию. Это очень мало и свидетельствует о серьезном кадровом дефиците.

Загруженный график, по словам Анастасии, является одной из основных причин, почему врач может сорваться на пациенте.

«Но и уйти из профессии мы не можем. Сейчас в медицине остались только люди, живущие этим делом. Все остальные уже ушли из сферы», – отмечает собеседница.

Она подчеркнула, что именно из-за эмоциональной усталости чаще всего срываются на пациентах врачи с опытом. Молодые специалисты, еще горящие своей профессией, пытаются соблюдать этические нормы.

В региональном Минздраве отмечают, что в законодательстве не предусмотрены причины для расторжения трудового договора, связанные с грубым отношением к пациентам. Другими словами, врач продолжит работать, несмотря на свою несдержанность. А как реагировать на хамство – выбор самого пациента.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Последние новости

В Перми ищут подрядчика для содержания городских пляжей

Начальная цена аукциона составляет 5,7 миллионов рублей

Пермский бизнесмен выплатил 900 тысяч рублей штрафа за хищение бюджетных средств

Будучи подрядчиком по ремонту дороги, он присвоил себе три миллиона 800 тысяч рублей

В Пермском крае тяжело пострадал тракторист при уборке федеральной трассы

Государственная инспекция труда в Пермском крае начала расследование несчастного случая