Почти два года Татьяна Губская находится на постоянной связи с ветеранами СВО Губахи, Кизела и Гремячинска и их семьями. Ее должность – социальный координатор регионального филиала фонда «Защитники Отечества». Татьяна рассказала, чем помогает ветеранам и их родственникам и почему именно сейчас самое лучшее время для воспитания детей-патриотов.
Предыдущее место работы Татьяны Губской в течение 12 лет – Единая дежурно-диспетчерская служба Губахинского округа. Когда от коллег по администрации муниципалитета поступило предложение пройти учебу на социального координатора фонда «Защитники Отечества», она согласилась. Хотя, по ее признанию, до конца не понимала, что будет входить в обязанности. Предполагала, что речь идет о волонтерстве.

На двухнедельных курсах при Казанском университете будущих координаторов обучали основам психологии, психиатрии, дали знания по юриспруденции. И с первого января 2024 года она вышла на полную ставку.
В чем же состоят обязанности социального координатора фонда?
– Мы помогаем уволенным ветеранам боевых действий и их семьям в оформлении различных бумаг. Это основная работа. Зачастую люди не знают, куда обратиться, как написать элементарное заявление. Социальный координатор приходит на помощь и взаимодействует как с органами власти, так и с представителями надзорных ведомств.
Например, до сих пор существует проблема оформления ветеранских удостоверений для тех, кто служил в ЧВК «Вагнер». Это кстати, был мой первый успешный опыт на новом месте работы. Я помогла бойцу из Губахи его получить.
Был случай, когда жене погибшего бойца СВО не выдавали наградное удостоверение. А между тем прошло больше года с его смерти. Я пошла от ее имени в прокуратуру и добилась выдачи. Ведь при наличии этого документа она имеет права на льготы.
Есть закон, согласно которому семьи погибших или уволенных бойцов СВО имеют право претендовать на земельные участки. Но в постановлении оговорено, что военнослужащий должен иметь награду не ниже ордена Мужества. Помогаю разобраться с этим вопросом, оформить документы, если семья подходит по условиям. Но самая, на мой взгляд, важная работа – это поиск пропавших без вести.
Можно подробней. Ведь это действительно острая проблема в условиях боевых действий.
– К социальному координатору может обратиться любой член семьи, боец которого считается пропавшим без вести или больше месяца не выходит на связь. Мы составляем розыскные карты с подробным описанием человека. Не только внешность, но и все особые приметы: наличие шрамов, родинок, татуировок, отсутствие зубов или, кривые зубы, например. Берем в качестве образца ДНК соскоб со щеки родственника. Приветствуются фотографии. Розыскные карты отправляем в Ростов, где данные заносят в единую базу. И ждем совпадений.
Можете привести пример итогов такого розыска?
– Да, конечно. Буквально в мае текущего года с помощью розыскных карт были опознаны сразу пятеро бойцов Губахи, Кизела и Гремячинска. Всех их привезли на родину и похоронили. Это очень важно для родственников.
Еще один важный момент для ветеранов СВО – это возможность пройти санаторно-курортное лечение. Социальный координатор в этом случае тоже может помочь?
– Да, информирование о санаториях и помощь в оформлении документов тоже входит в наши обязанности. Вот буквально сейчас в одном из санаториев Омска отдыхает губахинец. Присылает мне сообщения, фото, пишет, что в полном восторге.
Получается, что работа социального координатора выходит за рамки чисто служебных обязанностей?
– Конечно. Ведь за документами – десятки судеб. И порой людям сложно справиться в одиночку. К примеру, накануне нашего с вами интервью у меня был долгий разговор с мамой одного из ветеранов. Он вернулся домой, но не справился с нервными нагрузками. Сейчас находится в психиатрической лечебнице. Женщине просто надо было выговориться, поделиться с кем-то своим горем.
Или, допустим, похороны. Я стараюсь не ходить, потому что тяжело. Но есть те ребята, с которыми считаю своим долгом попрощаться. Так было с Платоном Присмотровым. Погибшим на СВО кадетом из Губахи. Табличку в его честь позже установили рядом со школой №2, где он учился.
Как снимаете стресс?
– Я водитель. Поэтому сажусь в машину и долго еду, куда глаза глядят. А еще занимаюсь пилатесом и йогой, сама веду занятия для группы женщин в туристическо-развлекательном центре Губахи.
Татьяна, вы работаете в должности социального координатора уже почти два года. Есть ли какие-то трудности, которые до сих пор не решены?
– Единственная трудность, с которой я до сих пор сталкиваюсь – неосведомленность жителей. Несмотря на то, что мои визитки оставлены в учреждениях и магазинах, многие ветераны СВО и их семьи все еще не знают, что можно ко мне обратиться.
Давайте уточним, где находится ваше рабочее место, и в какие часы вы принимаете.
-В администрации Губахинского округа по адресу ул. Никонова, 44. Кабинет №32. Часы работы с 9 до 18 часов. Обед с 12 до 13 часов.
Вы сказали, что работаете на три города. То есть жителям Гремячинска и Кизела нужно приехать к вам?
-Да. Но в крайних случаях, например, если родственники бойцов – инвалиды и просто физически не могут добраться до Губахи, я еду к ним сама.
Давайте заглянем в будущее. Ведь рано или поздно СВО закончится. Какой будет ваша работа?
– Еще долго нужно будет работать по поиску пропавших без вести. От этого никуда не деться. Важный аспект, который тоже входит в обязанности социального координатора – помочь бойцам адаптироваться в мирной жизни, в том числе через организацию встреч со школьниками.
Я сейчас тесно работаю с коллективом школы №25 поселка Широковский. Вместе согласовываем время, и я привожу ветеранов СВО. Знаете, ведь сейчас, в наше время есть просто уникальная возможность воспитать детей-патриотов. И не с помощью лозунгов, а на примере конкретных людей. Ребята пишут письма, делаю чебурашек, отправляют на фронт. И искренне радуются, когда я сообщаю, что такому-то бойцу там, на передовой, попалось письмо именно из Губахи.
А с каким восторгом дети слушают ветеранов! К примеру, я недавно ездила в школу №25 с Александром Безматерных. Он рассказал ребятам о службе и как важно поддерживать бойцов. А в последний приезд передала школьникам книги с автографами тех, кто находится на передовой. После таких выездов и встреч будто крылья вырастают. И убеждаешься в своей нужности: «Да, все не зря!».
Также мы рассказывали историю жительницы Прикамья, которая потеряла на СВО сына и мужа, но продолжает вести общественную деятельность и поддерживает других жен и матерей.