В новом сезоне участники экскурсий смогут посоревноваться на скорость.
Команда энтузиастов из Перми начала строительство второго струга Ермака. Он будет идентичен первому и также, как и его брат, использоваться для выставки и проведения тематических экскурсий.

Сейчас кораблестроители уже заложили киль, ставят мульсы (специальные трафареты, по которым в последствии будут наращиваться борта – прим. редакции). Завершить судно и спустить его на воду планируется уже весной. Так что в следующем навигационном сезоне у пермяков и гостей региона будет возможность опробовать один или оба корабля.
«В следующем сезоне обязательно задействуем оба струга. Мы хотим добавить в программу соревновательный момент. Подготовить два экипажа и организовать гонки на лодках, продумать сложную задачу, чтобы дружинники учились управлять стугом. Планируем снова посетить Строгановскую регату, а также другие фестивали в Пермском крае», – поделился планами на следующий сезон участник дружины Ермака Михаил Шмаков. Еще одним новшеством навигационного сезона станет обмундирование команды. Авторы проекта заказали летний и зимний вариант амуниции – они включают в себя кожаные жилеты и шапки. Зимний вариант будет утеплен мехом. Внешне экипировка очень близка к той, в которой работали и ходили корабельщики 16 века.
Первый струг назвали «Ермак», его презентовали в Хохловке, в Сылве, Ильинском и в Усолье, за сезон струг успел перевезти 500 человек. Он получить официальный номер и регистрацию в государственной инспекции водного транспорта (первый зарегистрированный в Пермском крае).

Второму стругу имя пока не придумали, поэтому все могут зайти на страницу проекта «На стругах по следам Ермака» во ВКонтакте и предложить свое название.
Поход казака Ермака Тимофеевича, если вам показалось знакомо только его имя, положил начало присоединению к государству Российскому Урала, Сибири и Дальнего Востока – добрая половина сегодняшней России. А все начиналось здесь, на пермской земле.
Отряд состоял из 840 человек, которые погрузились на 80 стругов. Их маршрут пролегал вверх по Чусовой, через реки Серебряную и Чюю до Тагильского перевала в Уральских горах – к речке Тура.
Команда энтузиастов из Перми строят, конечно, не 80 стругов, пока только второй. Первый струг собрали в 2024 году, спустили на воду в 2025 году. Он успешно отработал целый летний период и даже получил официальный номер и регистрацию в государственной инспекции водного транспорта (первый зарегистрированный в Пермском крае).
Строят струги, конечно, совсем не для присоединительных экспедиций, но для привлечения внимания к краеведению, плотницкому ремеслу и для развития туризма. Проект добрый, привлекает и детей, и взрослых и, наверное, поэтому легко получил сначала поддержку Фонда культурных инициатив, а потом и Фонда губернаторских грантов.
Чтобы восстановить конструкцию струга команде кораблестроителей пришлось изучить исторические документы на древнеславянском языке, нанимать переводчиков и постоянно брать консультации историков.

В дальних планах команды восстановить доподлинный маршрут Ермака и повторить его на своих стругах. Сложность заключается в переходе горных участков. В исторических описаниях зафиксированы воспоминания одного из дружинников, по которым команда якобы перетаскивала корабли на руках. Спустя столетия это кажется невероятно трудоемким и долгим процессом.
Портал v-kurse.ru следит за историей проекта – так мы рассказывали еще об идее воссоздания стурга в 2023 году, о том, когда его спустили на воду и провели первую экскурсию. Также авторы проекта ранее заявляли, что пленируется построить еще как минимум одну копию струга, таким образом их получится три.