Рассказываем о происхождении «звериного стиля» в Прикамье

Культура и шоубиз 11 апреля 2020, 17:49

Пермская земля хранит тайну, над разгадкой которой историки бьются уже двести лет, пытаясь объяснить точное предназначение амулетов из древних святилищ. 

Бронзовые фигурки людей, птиц и животных настолько своеобразны, что археологи окрестили их «пермским звериным стилем». На талисманах изображены люди-лоси и люди-птицы, крылатые волки, ящеры — впору поверить, что у подножия Уральских гор жили племена оборотней. А потом — исчезли, и только амулеты остались нам в наследство от того удивительного народа. Русские переселенцы называли его «чудью».

Клады

Два века назад пермские крестьяне боялись даже в руки брать такие находки. Мужчины испуганно крестились, когда лемех плуга выворачивал из пашни позеленевшую медную бляшку с драконом или с крылатым волком. На счастье, одна из таких находок попалась на глаза лесничему Теплоухову, что служил в имении Строгановых. Он стал платить каждому, кто приносил ему выкопанную из земли древность. Когда лесничий показал коллекцию медных пластин в Санкт-Петербурге, историки ахнули. Археологические экспедиции, отправленные в Пермскую губернию, подтвердили — коллекция Теплоухова не мистификация. Бронзовые фигурки находили в древних могильниках и на местах, где в прошлом совершались шаманские обряды. Что удивительно — литейные приспособления лежали в женских могилах. Выходит, загадочные звериные фигурки изготавливали женщины!

Споры

Сейчас пермский звериный стиль стал мировым брендом — «чудская медь» украшает не только музеи нашего края, и в Эрмитаже для неё нашлось место. Но даже на научных конференциях историки не могут однозначно назвать истоки происхождения талисманов. «Корни зверолюдей нужно искать в скифско-эллинской культуре!»,- авторитетно утверждают одни и как аргумент показывают украшения из причерноморских курганов. «Пермские мастера черпали вдохновение у сасанидов!»,- гнут свою линию другие и предъявляют фотографии чаш с похожими сюжетами, изготовленных в древнем Иране. «Пермские ящеры похожи на китайских драконов!»,- резонно замечают китаеведы. «И русский Змей-Горыныч, заметьте, тоже!»

В спорах доходит до того, что пермский звериный стиль особо азартные исследователи пытаются породнить с египетскими богами, которых изображали с львиными, кошачьими и птичьими головами, и даже амулетами майя. Вполне возможно, что все точки зрения (ну, кроме фантастической гипотезы об «опермячивании» майя) недалеки от истины. Кама в начале первого тысячелетия нашей эры, а именно на эту пору приходится расцвет пермского звериного стиля, была важным торговым путём для всего цивилизованного мира. Азия с Европой интенсивно обменивались товарами, пока монгольское нашествие не оборвало веками налаженные связи. 

Наверняка древние пермские литейщики видели и иранские, и китайские, и греческие, и скифские товары — в прикамских городищах встречаются изделия и монеты из многих стран света. Но воплощённые в металле образы были всё-таки свои, уральские. 

— Они отражают мифологию коренных обитателей Прикамья, — убеждён доцент Пермского госуниверситета Андрей Мельничук. — В легендах народа коми есть упоминания о трёх мирах, которые связывают друг с другом коршуны. А волки и медведи до сих пор считаются сакральными животными.

Амулеты

Большинство исследователей склоняются к тому, что бронзовые фигурки и пластины имеют магическое предназначение. Древние люди верили, что такие амулеты отпугивают врагов, помогают на рыбалке и на охоте, спасают от болезней. Не случайно археологи чаще всего откапывают их на месте старых святилищ. Наверняка и само литьё этих фигурок было магическим обрядом — женщины мастерили их не только как украшение, в первую очередь бронзовые личины были оберегами. 

Украшая одежду, пояса и оружие, колдуньи подбирали амулеты, вкладывая тайный смысл в комбинации звериных фигурок. Быть может, такие комбинации талисманов были и средством общения, в какой-то мере заменяли письменность. Ведь сюжеты пермских амулетов повторяются, их можно выделить в группы, как и египетские иероглифы. А люди с орлиными, волчьими и лосиными головами, похоже, действительно были. 

Вспомните костюмы индейских вождей в Северной Америке или одежду сибирских шаманов: вожди и жрецы отождествляли себя с сильными зверями и птицами. И, что удивительно, это добавляло не только солидности, но и здоровья. Так, во время одной из экспедиций в Горный Алтай шаман вылечил журналиста от простуды, камлая медвежьей лапой. 

Так что к древним амулетам следует относиться с уважением: вдруг их магические свойства с годами становятся только сильнее?

Спортивные клубы в Перми могут понизить зарплаты игрокам
Спорт 11 апреля 2020, 17:01
Фото: Владимир Бикмаев
Спортивные клубы несут серьезные убытки в следствии режима самоизоляции и отмены всех массовых мероприятий на неопределенный срок.

Одними из первых с финансовыми проблемами столкнулись в баскетбольном клубе «Парма», руководству команды пришлось организовать возврат денег за билеты на матч с «Химками», также прорабатывается вопрос о возврате и переносе абонементов на сезон 2019/2020 года. Об этом пишет «Коммерсантъ-Прикамье» со ссылкой на президента «Пармы» Сергея Богуславского. Клуб также ведет переговоры с игроками об уменьшении зарплаты. Это особенно стало актуально после скачков доллара и евро.

Что касается других клубов, то футболисты «Звезды» отправлены в досрочный отпуск, как и члены волейбольной команды «Кама» и хоккейного клуба «Молот-Прикамье».  

В министерстве спорта Пермского края в связи с ситуацией заявили, что все субсидии из бюджета на 2020 год клубам уже перечислены. Но это покрывает только часть их расходов, остальные средства команды должны привлечь из внебюджетных источников.

Российскую семью спасает пандемия
Жизнь 11 апреля 2020, 16:52

Ковид, пандемия, самоизоляция - непредсказуемо свалившаяся на россиян напасть импортного происхождения неожиданно замкнула на себя родственников. Особенно в период самоизоляции.

И теперь - время пришло? И пришло - для чего? Ответы - в публикации Ирины Владимировны Колущинской от 2014 года.

Что вырастет на пепелище?

Еще недавно отечественный телеэфир был заполнен передачами о том, как в школах европейских государств насаждается «сексуальное воспитание» и как отдельные семьи этому сопротивляются. То, как это делается, к примеру, в Норвегии, и, по нашему мнению, действительно просто жуть.

При этом объяснить детям, откуда они взялись, ни наша педагогика, ни семья не могут. Одно ясно: против традиционной российской семьи идет диверсия, и это действительно правда. И вот здесь возникает множество вопросов, и первый из них — главный: а какая семья является традиционной, то есть правильной российской семьей?

Корякская семья сильно отличается от татарской и тем более — от чеченской, и так можно перечислить более сотни национальностей Российской Федерации. Может быть, можно порассуждать о традиционной русской семье? Какую семью мы защищаем от вражеских происков? Нравится нам это или нет, но традиционную российскую семью в основе убила Октябрьская революция.

А затем большевистский тоталитаризм системно выкорчевывал все признаки этой семьи. И преуспел. Прежде всего, большевизм создал семью вне религии. Десять заповедей и принципы Нагорной проповеди в итоге заменили «Моральным кодексом строителей коммунизма». И дети в школе с 60-х годов прошлого века были обязаны учить его наизусть; в вестибюле каждой школы висел соответствующий плакат.

Несколько первых властных лет большевики не просто крушили семью, а насаждали во взаимоотношениях полов натуральную содомию. И прекратился этот свальный грех тогда лишь, когда выяснилось: он мешает производству и дисциплине. А параллельно государство взялось за детей.

Прежде всего пионерское движение отделило детей от родителей. С одной стороны, советские мамы не от хорошей жизни начали вкалывать на заводах и фабриках: зарплаты мужей не хватало прокормить семью. Мужики наши в итоге лишились статуса кормильцев, и эта экономическая метаморфоза изменила отношение советских женщин к своим мужчинам. А, следовательно, и детей к отцам.

С другой стороны, после уроков в школе пионерство тащило детей к массовым мероприятиям, то есть прочь от дома. А летом подавляющее большинство детей отправлялось в пионерлагеря, и считалось большой родительской удачей засунуть чадо в лагерь на все три смены. Эстафетную палочку «организованного досуга» от пионерской организации принимал школьный комсомол: плотный график как бы общественной работы, подростка дома нет.

Гвоздь воспитательной работы — преданность делу Ленина и коммунистической партии, и венчал эту идеологию культ Павлика Морозова. В каждой школе СССР — обязательный пионерский отряд имени малолетнего доносчика на отца. А медный таз на советскую семью положила пятидневка. Дети учились шесть дней в неделю, родители в субботу отдыхали.

На самом деле главная задача тоталитарного, равно как и авторитарного советского государства (равно как и любого аналогичного) в том, чтобы поставить семью на госконтроль. «Чистки», процессы над «врагами народа», ГУЛАГ — это так, семечки, печки-лавочки. Главное — это когда девчушка в пионерском галстуке на шее взволнованно, перед лицом своих товарищей отрекается от своих родителей и счастлива одобрением этих товарищей, не говоря уже об учителях.

Дело сделано: семья — ничто, государство — все. Главный враг тоталитаризма — семья — побежден. А учитель в этой ситуации — дополнительный госинквизитор: вызов родителей в школу, по сути, тождественен вызову в партком. Репрессии вкупе с отречением детей от родителей закончились, но репрессивный метод учительской и кабинета директора школы продержался еще лет 30-40.

И уже где-то в 1970-е годы педагогическое сообщество получило ответный удар от сообщества родителей: «Мы их в школу отдали, вы их и воспитывайте!» А вскоре выяснилось: что с Ним и с Нею «делать», не знает никто — ни школа, ни семья. Деклараций — сколько угодно: «семья и школа — равноправные партнеры», «у семьи и школы одна общая задача» и т.д., и т.п. Эти партнеры и рады бы партнерствовать, да вот дети в этой тусовке не хотят участвовать.

Три, если не четыре, советских поколения советское государство выкорчевывало в народе традиции семейного образа жизни. Вместо них — ясли, детсад, причем с «продленкой», когда дети мои только на выходные; школа с той же «продленкой» до вечера, пионерская организация, школьный комсомол, пионерлагеря, лагеря комсомольского школьного актива...

Только поставив семью под тотальный контроль, заменив собой все семейные нравственные ценности, тоталитарное государство могло быть спокойным. Поставило. Заменило. Традиции семейного образа жизни сокрушило. А потом умерло.

Что на этом пепелище в итоге вырастет, пока непонятно. Нет семьи ни на базе «Домостроя», ни на основе принципов дворянской чести. Равно как нет советской семьи. Что же есть?

Есть семья — такая, какая есть. Никакими декретами ее не улучшишь. Никаких носителей правильных взаимоотношений между родителями, равно как между ними и детьми, кроме самих родителей, не бывает. Кроме как на чувстве ответственности и любви, семью не построишь.

И, похоже, что дорога к семейному дому обетованному у нас сложнее и дольше, чем 42 года пути из египетского плена к обетованной земле. Так что кошмарики из жизни норвежской школы с ее обязательными уроками по сексологии, рассказанные по российскому телевизору, — это вообще не проблема. Ясно же, что это нам не грозит.

А как идут эти «уроки» у наших подростков, что в пионерских лагерях раньше, что сейчас, где ни попадя — родители на самом деле не хотят знать. Потому что постфактум — какой смысл? А превентивности здесь не добиться — что уж там, надо смотреть в глаза правде. Но мы можем добиться доверия детей, если сами не будем врать и будем искренни, и действовать в их интересах, а не для самоуспокоения.

Кто знает, может быть, это и будет началом правильного пути к возрождению российской семьи на новом историческом пути. А возрождение античного сексуального беспредела несовершеннолеток нам не грозит: у нас в историческом анамнезе античности нет, потому и такого «ренессанса» тоже не случится.

В Перми рассказали историю происхождения коллекции «деревянных богов»
Культура и шоубиз 11 апреля 2020, 16:03

Хранитель пермских деревянных богов, искусствовед Евгения Шабурова рассказала об уникальной коллекции церковной скульптуры, ставшей настоящим символом Пермского края, известным далеко за его пределами.

Спаситель пермских богов

Строго говоря, пермские деревянные боги — явление не уникальное. Церковные скульптуры были распространены почти на всей территории России, и сегодня их можно встретить в музеях и на Вологодчине, и в Иркутске. Где-то они появились в виде заимствования западной, византийской традиции, а где-то стали естественным продолжением языческих культов с их деревянными идолами и бабами. Но настоящим культурным брендом стали только пермские деревянные боги. Им просто повезло больше, чем другим: после революции, в годы гонений на церковь, в Прикамье нашелся человек, который не просто спас скульптуры от уничтожения большевиками, но и провёл огромную исследовательскую работу, собрал истории и легенды пермских богов. Его звали Николай Серебренников. 

Сегодня в коллекции Пермской государственной художественной галереи более 500 таких скульптур, из которых «видели свет» (выставлялись) не больше половины. Большая часть была найдена в Верхнекамье — в Чердыни, Соликамске, Коми-округе. Серебренников вез их из северной глуши в огромных коробах на полозьях. Добывать их нередко приходилось с риском для жизни: никто не хотел расставаться с намоленными скульптурами. А если отдавали без боя, то провожали с почестями, как в последний путь.

Деревянные путешественники

К своим деревянным богам пермяки относились, как к живым. Вот Никола Можайский, самый любимый святой в России, в одной его руке меч, а в другой храм. Изображение вполне себе каноническое, если не считать одной маленькой детали: модные остроносые туфли на ногах. (Кто этот человек и где работает? Не могу понять и в тексте не сказано, плохо проверяли на вычитке) Евгения Шабурова рассказала, что на ноги статуе надевали калоши, которые меняли раз в год. Старожилы уверяли: каждую ночь деревянный святой обходит деревню дозором, и потому калоши снашиваются.

А одна старушка на вопрос: «Чего Никола по ночам ходит?» отвечала просто: «Йисти хочет». В храме, и то правда, есть нечего. Некоторых деревянных «путешественников» приходилось даже запирать: рассказывают легенды о том, что, когда скульптуру перевозили в другой храм, в соседнюю деревню, она ночью могла вернуться домой. А вот «Христос в темнице». Темница — одно название, это скорее светёлка: застеклённая, украшена редкого мастерства резьбой. На выставке в галерее Христос сидит лишь в повязке на чреслах, а в храме его переодевали к каждому празднику в самое дорогое платье, в «темнице» зажигали лампаду, чтоб Спасителю было светло и тепло. Но на ночь всё равно на всякий случай запирали.

Медицинские загадки

Возможно, не только религиозным экстазом можно объяснить такое трепетное отношение к деревянным богам. Они и впрямь, как живые, это чувствуется в неуловимых деталях, указывающих на то, что лучшие из них скульптор вырезал, взяв за образец знакомого ему человека. Особенно это видно по лицам: высокие скулы и характерный разрез глаз, большие натруженные руки выдают в Спасителях, ангелах и святых простых зырян, манси, коми и татар. Есть несколько скульптур, изображающих Христа, прижавшего левую руку к груди, правой прикрывая лицо. 

Искусствоведы по сей день спорят о том, что значит эта поза: может быть, он прикрывается от удара? Но есть и бесхитростное, деревенское объяснение: на вопрос Серебренникова одна бабка ответила, что левой рукой Иисус прикрывает муху, которую стражники спутали с раной на его груди, и потому не стали тыкать его копьём. Есть и необычные лики: вот девять ангелов, «Небесное воинство», настоящая загадка для искусствоведа: на головах у них парики петровской эпохи, туники перепоясаны портупеями. Глаза навыкате, скошенные затылки — все признаки синдрома Дауна и базедовой болезни.

+ Читать еще
Яндекс.Метрика