Эксперт: нужно объявить мораторий на смену госстандартов высшей школы

14 сентября 2015, 08:48
Доцент кафедры политических наук ПГНИУ Надежда Борисова рассказала «Пермской трибуне» о том, почему реформа системы образования может быть загублена и зачем стоит ввести мораторий на смену госстандартов в высшей школе.

Высшая школа

Реформа отечественной системы образования началась не сегодня, а продолжается более десяти лет. И это масштабный, не побоюсь этого слова, эксперимент. К сожалению, не всегда последовательный. Работая в университете с 1999 года, я застала несколько волн смены учебных планов, обусловленных введением новых образовательных стандартов.

В 2000 году появились стандарты первого поколения, а с середины 2000-х годов мы начали работать по стандартам второго поколения. Их идеология во многом напоминала стандарты первого поколения, которые были связаны с традициями советского высшего образования. Например, они предполагали наличие дидактических единиц, то есть министерство образования, как разработчик стандартов от лица государства, чётко определяло знаниевую компоненту в образовательном процессе. Если речь идёт о таком предмете, как «Отечественная история», то стандарт содержал длинный перечень того, что должен знать в результате обучения по этому предмету, например, студент-юрист.

В конце 2009 года началось введение стандартов третьего поколения (так называемые ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты), а с 2014 года — ФГОС 3+ (модернизированные стандарты третьего поколения). То есть в 2011 году вузы уже массово осуществляли набор на программы бакалавриата по ФГОС, а в 2015 по некоторым направлениям подготовки уже выпускали дипломированных бакалавров в соответствии с ФГОС 3+. И я, как преподаватель, постоянно нахожусь под влиянием этих изменений. Поучается, что кто-то вне конкретного учебного процесса мне говорит: «а сейчас ты должен делать вот так, по-новому…».

В чём принципиальное отличие ФГОС и ФГОС 3+ от предыдущих стандартов? Они досконально и избыточно не определяют, что студент должен знать, там нет дидактических единиц. Например, нужно изучить историю политической мысли. Кто-то решит, что история политической мысли это от Аристотеля до Макса Вебера. А кто-то заявит, «что политическая мысль продолжается и сейчас». Когда нет стандартизации, когда не определено, что именно нужно знать, в программах разных вузов начинаются расхождения. С одной стороны, это хорошо — свобода для преподавателей. А с другой стороны, в итоге мы можем получить, что в одном вузе студента научили одному, а в другом — другому. Преподаватели могут сосредоточиться на своих любимых темах, а то, что им кажется не очень интересным, убрать из программы...

При этом на протяжении последних двух лет периодически ставится вопрос о том, чтобы ввести ЕГЭ для выпускников бакалавриата. Но как тогда его сдавать, если все студенты будут обладать разным набором знаний? Мне кажется, это вещи, которые не в полной мере согласуются между собой.

Что же определяют ФГОС и ФГОС3+? Они определяют, какими компетенциями должен обладать выпускник по результатам обучения, что он должен не только знать, но уметь, какими навыками владеть. Здесь заложена идея сформировать и развить у выпускника способность и мотивацию учиться всю жизнь.

На мой взгляд, нужно объявить мораторий (минимум на пять лет) на смену госстандартов для высшей школы. Важно, чтобы вузы могли сделать не один выпуск, а три-четыре. Потому что нет ничего хуже, чем изменения нон-стоп. Нам важен процесс или результат? Мне кажется, что нужен результат. 

Средняя школа

Идеология реформы образования в средней школе, по мысли реформаторов, сейчас заключается в следующем: мы должны готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, а значит, он должен быть адаптивным, обладать как можно большим набором компетенций. В общем здесь, как и в случае с высшей школой. Под компетенциями очень часто понимаются навыки. Например, школьник должен уметь работать в команде, уметь красиво говорить, выступать на публике и т.д. То есть для оценки учащихся, согласно новым стандартам, важно не только то, как ребёнок написал контрольную, но и его портфолио — участие в конференциях, проекты и др.

Соответственно, меняются и требования к учителю. Он должен быть не только наставником, но постоянно находиться в процессе обмена знаниями, навыками с учениками, быть включённым в совместную проектную работу.

Но здесь возникает вопрос: готовы ли к этому школы? Если посмотреть на средний возраст школьных учителей, то мы поймём, что большую часть жизни они работали в другой традиции. Конечно, есть те, кто готов перестроиться. Но для большинства переход на новые стандарты — серьёзный вызов, с которым справиться может далеко не каждый, тем более в таких условиях, в которые он поставлен. Современный учитель, кроме собственно подготовки к занятиям, их проведения, проверки работ ученика, организации внеучебной, воспитательной работы, дополнительно загружен работой бумажной. Он ведёт параллельно два журнала — традиционный бумажный и электронный. Согласна, один дублирует другой, но заполнять каждый — это время. Очень драгоценное для учителя, который очень часто по финансовым причинам работает в школе далеко не на ставку. Это колоссальная нагрузка: учителя как жили, так и живут в школе…

С 2015 года госстандарты предписывают введение в школах второго иностранного языка. С одной стороны, я это приветствую. Чем больше ребёнок знает языков и чем раньше он начинает их учить, тем он успешнее во взрослой жизни. Если школа даст эту возможность, это замечательно. Но опять же вопрос: есть ли у школы на это ресурсы? Есть ли учителя? Ни для кого не секрет, что у нас дефицит специалистов, преподающих иностранные языки. Кроме того, для обучения необходимы не только учебники, но и специальные тетради. Это очень дорогое удовольствие. Если школы могут закупить учебники, то финансирования на тетради у них нет.

В итоге образовательные учреждения формально начинают работать по новым стандартам, учителя заполняют нужные отчёты. Но идея реформы может быть если не загублена, то далека в своём исполнении от предполагаемого её инициаторами стандарта. На мой взгляд, чтобы этого избежать, нужно создать благоприятные и комфортные для педагога условия: достойная зарплата, адекватная нагрузка, возможность повышения квалификации, и… как можно меньше бюрократии.

Пермяки стали реже обращаться в банки за кредитными картами
Деньги 19 октября 2020, 21:35

Вместе с этим на каждого жителя Пермского края в среднем приходится по 276 тысяч рублей долга банкам. 

Пермяки стали реже обращаться в банки за кредитными картами. С июля по сентябрь в Прикамье было выдано всего 43 699 новых карт. Об этом сообщили в Национальном бюро кредитных историй. Для сравнения, за тот же период 2019 года было выдано 54 809 кредитных карт. Падение спроса на этот вид банковского продукта составил 20,3%. 

В целом в бюро отмечают снижение интереса к кредитным картам в России на 25%. В третьем квартале банки выдали россиянам 2 миллиона 200 тысяч новых кредитных карт, а в 2019 году — 2,9 миллиона. 

«В 3 квартале 2020 года наибольшее количество новых кредитных карт в регионах РФ было выдано в Москве (135,5 тыс. ед.), Московской области (103,3 тыс. ед.), Краснодарском крае (90,8 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (78,7 тыс. ед.), а также в Республике Башкортостан (73,1 тыс. ед.)», — говорят в Национальном бюро кредитных историй. 

Ранее «В курсе.ру» писал о том, что Пермский край оказался на 23 месте в России по уровню закредитованности населения. Если поделить общую сумму долга пермяков на всех жителей, то получится, что каждый в среднем должен кредиторам по 276 тысяч рублей.

Вирусолог из Израиля рассказал, как коронавирус влияет на человеческий мозг
19 октября 2020, 21:12

Вирус способен влиять на определенные участки мозга, и у человека может возникать сонливость, заторможенность и усталость. 

Коронавирус может влиять на мозговую деятельность человека. Об этом в эфире «Эхо Перми» заявил вирусолог из Израиля Евгений Мерзон. По его словам, особенно это проявляется после излечения человека. 

— Есть определенные данные, которые сообщают, что есть серьезные нарушения центральной нервной системы, как инсульты, инфаркты и синдром Кавасаки. Я часто вижу людей с коронавирусом, у них есть снижение концентрации внимания, повышенная усталость, заторможенность и сонливость. Идет некое нарушение активирования определенных участков мозга, — говорит Мерзон.

По словам израильского специалиста, коронавирус до сих пор не изучен и трудно говорить о 100% последствиях для каждого человека и все побочные эффекты индивидуальны. Врач также уверен, что ткани мозга после коронавируса восстанавливаются, но у всех с разной скоростью. Та же потеря обоняния, со слов Мерзона, говорит о нарушениях в нервной системе. 

Ранее «В курсе.ру» собрал ТОП-3 жалоб пермяков в социальных сетях на тему пандемии коронавируса и доступности медицинской помощи в Пермском крае.

Блогер разбил лицо девушке в прямом эфире
Культура и шоубиз 19 октября 2020, 20:44
Фото: скриншот видео Mellstroy

Против блогера готовится коллективный иск. 

Блогер Mellstroy, которого на самом деле зовут Андрей Бурим, разбил девушке лицо прямо во время эфира с подписчиками. В эфире Mellstroy участвовала Алена Ефремова (cyberbabe), девушка попросила Бурима раздеться перед камерой, намекая на то, что ранее он хвастался якобы красивой фигурой. 

В ответ на просьбу Андрей Бурим среагировал неадекватно — закричал, схватил Алену за голову и несколько раз ударил о стол, после чего и вовсе вытолкал за пределы кадра. 

Ефремова впоследствии опубликовала фото, на котором показала последствия нападения блогера Mellstroy. На нем видны кровь на зубах и губах девушки. Она утверждает, что у нее во рту «кровавое месиво из железа, крови и кусков кожи», а сама блогерша находится в состоянии аффекта и призывает подать коллективный иск против Андрея Бурима. 

Пользователи социальных сетей разделились. Некоторые поддерживают Алену и считают, что Mellstroy должен быть наказан. 

«Надеюсь тебя посадят», — пишет tinot.s.

«Чувак, у тебя кукуха поехала, а те, кто поддерживает его насилие, я вам соболезную, вы больные люди», — считает seminetoti.

Нашлись и те, кто активно защищает блогера, а Алену Ефремову выставляет «новой Дианой Шуригиной».

«Дай ей бабок и не пускай к себе таких больше», — советует alealexalex123.

«Послушайте , что она несла … не каждый бы сдержался», — пишет r.besfamilnyy.

По данным «В курсе.ру» пермские общественники подали заявление в прокуратуру, требуя заблокировать каналы Mellstroy.

+ Читать еще
Яндекс.Метрика