Надежда Кучер: конкурс оперных певцов BBC — это не потолок карьеры

Белорусская солистка Пермского театра оперы и балета Надежда Кучер в свои 32 года дважды стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», а недавно одержала победу в международном конкурсе оперных певцов BBC. О работе в элитарном искусстве Надежда рассказала «Пермской трибуне».

Мой путь в оперу был тяжелее и неопределённее, чем может казаться. Если вспоминать детство, то представления о карьере были самые разные. Например, была идея быть географом, потому что мне очень нравился этот предмет в школе. Также очень хотелось стать кондитером, делать сладкие произведения искусства. Наверное, мне это нравилось, потому что с пяти лет родители отдали меня в музыкальную школу. И я ничего больше не знала, не видела. Соответственно, хотелось чего-то иного.

Школу я окончила как пианистка. И хотя с 10 до 17 лет я была солисткой детского хора, профессионально заниматься этим я не собиралась. А потом, на третьем курсе музыкального училища, где обучалась на специальности «Музыковедение», я неожиданно даже для самой себя решила перевестись на вокал. Пришла тогда домой, сказала об этом родителям. Разумеется, был скандал. Не было ни одного человека, который поддержал бы эту мою идею. Поэтому мне пришлось оканчивать училище, но параллельно я взяла факультатив по вокалу. И со второй половины третьего курса училища раз в неделю, в 8:45, я приходила к педагогу петь.

Да, это стало идеей фикс. Думаю, влияние на меня оказала русская музыка, в частности русская опера, которую мы как раз тогда изучали на музыковедении. Что-то во мне такое проснулось.

Поистине фантастическим событием моей жизни стала, конечно, встреча с Теодором Курентзисом. Мне очень повезло. Я имела счастье прослушаться у него. И ещё большее счастье — получить от него предложение о работе. Результат тех проектов, которые мы делали, делаем и, надеюсь, будем делать, невероятен. Это действительно продукты высокого качества. Это всегда что-то эксклюзивное, неординарное, не похожее ни на что другое.

Вообще, сцена для меня — это возможность жить другой жизнью, жизнью своего персонажа. Шанс оказаться в чужой шкуре. Перед выходом на сцену какой-то особенной работы над собой я не делаю, у меня нет определённых ритуалов. Есть упражнения, которым нас обучают в консерватории. Как у любого инструменталиста или спортсмена — разминка, разогрев и т. д. Не употребляю никаких определённых продуктов питания. Единственное, я верю, что кофе тонизирует мои связки, но я не могу это утверждать на научном уровне. Люблю чай с имбирём, он даёт согревающий эффект, мне на следующий день после такого чаепития всегда очень хорошо работается.

VBf7TfwrzhcGnxVx0rJOD64ovDexTw96DyTnG3PBU2c.jpg

Страха перед сценой нет и, наверное, не было. Вообще, есть разные варианты пребывания на сцене — есть работа в спектакле, а есть солирование, например с оркестром. И в спектаклях я всегда себя очень комфортно чувствовала и чувствую. Это какой-то мир, в который ты попадаешь и существуешь в нём. При таком раскладе ты не обращаешь внимания на публику, она воспринимается как четвёртая стена в комнате. Конечно, её не видно, потому что свет софитов бьёт в глаза, и перед тобой просто чёрная бездна. Но её присутствие ощущается. В то же время намного сложнее мне работать на концертах. Будь то выступление с оркестром или, что ещё хуже, концерт под рояль. В таких ситуациях я чувствую себя как будто бы голой.

Звездой я себя не ощущаю. Меня не узнают на улице. У нас же область искусства, так сказать, для определённого круга людей. Мы редко мелькаем на экранах телевизоров и на страничках журналов. И это огромный плюс для меня лично — я могу выйти на улицу и спокойно гулять. С другой стороны, есть сожаление о человеческой лени. Наше искусство, действительно, не привлекает самые широкие массы. А почему людей интересуют более лёгкие жанры? Потому что над более сложными нужно много думать. А думать — лень. И только лишь по этой причине эти виды искусства остаются элитарными.

Что касается конкурсов, наград, которые я получила, — это, конечно, ценно. Но это не самоцель. Вот меня спрашивают: конкурс оперных певцов BBC — это потолок карьеры? Да, но не карьеры, а именно состязаний. По ним это сейчас потолок. Но для работы эти конкурсы — только начало. Дальше будет всё самое интересное.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости