Как запускать ракеты на сахарном топливе, вырастить «мандрагору» из апельсинового семечка или сварить «зелье» узнали школьники из Прикамья, которым посчастливилось попасть в образовательный проект «Наука в регионы × Эмпатия».
На протяжении двух недель в Москве они учились решать самые сложные задачки, что таят в себе те самые три страшные буквы – для кого ЕГЭ, а для кого ОГЭ. Узнали секреты, как попасть в ведущие университеты страны, посмотрели главные достопримечательности города-героя и нашли новых друзей. Как попасть в «Хогвартс» без волшебной палочки? И кто этот волшебник, который даёт уральским детям такую возможность?
Пятнадцать волшебников и один наставник
В середине марта группа из 16 человек получила долгожданное письмо – приглашение на очную образовательную смену в Москву. Конечно, доставка не совой, а электронной почтой, вместо распределяющей шляпы – строгий отбор и входное тестирование. А на смену холодному замку в 21 веке приходит просторный и комфортный кампус МФТИ.
Но суть остается той же: самые целеустремлённые получают уникальную возможность раскрыть свой потенциал и подготовиться к серьезным испытаниям, что предстоят всем выпускникам – ОГЭ, ЕГЭ и поступление в ВУЗы. В путешествие берут только учеников 9-10 классов и только тех из них, кто имеет задатки «магии». Речь об интересе к математике или физике.
Образовательный проект «Наука в регионы × Эмпатия», как и обучение в «Хогвартсе», строится на нескольких ключевых принципах. Сначала отбор лучших – регистрация и входное тестирование, а затем – дистанционный образовательный курс, в результате которого отсеиваются те, кто не готов к серьезным испытаниям.
В итоге на очную смену попадают те, кто очень этого хотел. К примеру, как Михаил Черногус из Перми. Ученик 10 класса в прошлом году подавал заявку на возможность побороться за «билетик» в мир знаний, но этого сделать не получилось. Однако, в этом году знания и упорство дали свои плоды.
– Я очень хочу стать машиностроителем и попасть в ряды студентов МФТИ. Проект мне для этого дал возможность познакомится с некоторыми лекторами московского университета, узнать о возможностях МФТИ и конечно, знания. За всё время обучения я узнал много всего нового, в частности то, чего не рассказывают в школах, – отмечает Михаил Черногус.
В отличие от юных магов «Хогвартса», которым дается несколько лет на освоение заклинаний, участникам этой программы необходимо буквально за пару недель, ухватить каждый «золотой снич» со знаниями: успеть подтянуть понимание физики, математики и информатики, подготовиться к сложным экзаменам и даже заглянуть за горизонты школьной программы.
Хогвартс за пределами МКАДа
Как и в знаменитой школе, обучение здесь не ограничивается одними лишь учебниками. Экскурсии по ВДНХ, Третьяковской галерее, Красной площади – подобно урокам истории магии и травологии, только вместо рога единорога – шпили зданий из архитектуры сталинского ампира, а вместо разговаривающих портретов – жемчужины мировой живописи: от Кандинского и Малевича, до Маяковского и Шагала.
— Я рад, что попал сюда, ведь помимо того, что научился решать многие задачи из ЕГЭ, которые до этого не умел, побывал в Москве на обзорной экскурсии, в Третьяковке, на ВДНХ. Для меня в обучении важно не выгореть, а здесь идеальный баланс: половина дня — пары, половина дня — свободное время. Это игры, экскурсии, вечёрки, — делится своими впечатлениями Радион Сафронов, ученик 10 класса Нижне-Мулинской средней школы, — Ребята, с которыми я живу, очень сильные и крутые, хочется быть с ними на одном уровне, хочется быть лучше, себя как минимум».
И действительно, как и полагается любой школе волшебства, где ученики объединяются в факультеты и вместе переживают взлеты и падения, здесь школьники из разных городов объединяются общей целью – покорить научные вершины. Они не просто живут под одной крышей, а создают настоящее научное сообщество: обмениваются опытом, поддерживают друг друга в сложных задачах и учатся работать в команде.
Многие преподаватели отмечают положительное влияние совместного проживания на успехи учеников. «Ребята, которые учатся в формате лицея — вместе живут, делятся успехами, у них появляется мотивация… смотрят друг на друга и совершенствуются. Погружение в научную среду 24/7 позволяет ребятам не только усваивать знания, но и находить единомышленников, что, безусловно, способствует их развитию и успеху».
Магия науки в действии
Вернёмся к программе обучения. Она в свою очередь предлагает не просто сухую теорию, а полное погружение в мир науки. Более 20 лабораторий, от террариума с черепашками и хамелеонами до конструкторских мастерских, где можно собрать собственного робота или даже ракету. Здесь, как и в школе чародейства, каждый может найти что-то по душе.
– Программа очень насыщенная, а преподаватели сильные. Это, пожалуй, самое важное, для меня, – делится впечатлениями десятиклассник Савелий Воронов из Перми, – эта смена помогла мне повысить свой уровень знания в математике и физике, я заметно улучшил навыки в решении задач, к примеру, в термодинамике.
Преподаватели МФТИ и «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы – это своего рода профессора мира науки и самое главное – верные наставники. Они делятся своими знаниями, помогают ученикам раскрыть свои сильные стороны и вселяют уверенность в своих силах.
– У каждого из ребят своя подготовка: кто-то уже имеет глубокие знания в физике, а кто-то пока делает первые шаги в освоении более сложных задач. Мы стараемся рассказать им и базовые вещи в теории, и планомерно подвести их к более сложным задачам, которые могут стать трамплином для дальнейшего участия в олимпиадах, а не только в ОГЭ и ЕГЭ, – делится Даниил Коренев, ассистент кафедры общей физики МФТИ. – Участие в подобных мероприятиях позволяет делать акцент не только на результатах экзаменов, но и на олимпиадах, которые становятся «хорошим подспорьем» для поступления в престижные вузы. Сейчас многие педагоги делают акцент именно на них. При помощи олимпиад можно легче попасть в желаемый вуз, и речь не только о всероссийском уровне.
Кто тот самый волшебник?
Для учителей проект предлагает повышение квалификации, изучение новых методик преподавания, а также возможность создать собственные методические материалы под руководством опытных педагогов. В число счастливчиков среди педагогов в этот раз из Пермского края попала только Анастасия Бескиерь, педагог дополнительного образования из березниковского ДЮЦ «КАСКАД».
– Эта смена мне очень помогла в плане моего образования. Я не только пополнила свой педагогический арсенал, но и открыла для себя новые приемы… Эти две недели были невероятно насыщенными: учеба, экскурсии, лекции – время пролетело незаметно!», – делится впечатлениями педагог из Прикамья.
В рамках образовательного проекта «Наука в регионы × Эмпатия» для педагогов были организованы и дискуссии в формате круглого стола, где каждый участник смог поделиться опытом, обсудить актуальные проблемы образования и обменяться новыми методиками.
Например, в ходе одной из дискуссий выяснилось, что, по мнению подавляющего большинства педагогов (70%), талант – это потенциал, заложенный в каждом ребенке, а не удел избранных.
Благодаря совместным усилиям Благотворительного фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова акционера Корпорации ВСМПО-АВИСМА и Фонда развития Физтех-школ этот проект предоставляет реальную возможность талантливым ученикам и педагогам из Пермского края и Свердловской области.
– Я считаю, что для учеников, как и для учителей, крайне важно развивать критическое мышление: уметь аргументировать, задавать вопросы и проверять любую информацию. Погружение в научную среду МФТИ поможет участникам проекта вдохновиться на собственные эксперименты, а педагогам – обновить знания и расширить горизонты, чтобы вдохновлять будущие поколения ученых: физиков, математиков, программистов и инженеров, – подчеркивает ключевую ценность проекта основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.
И кто знает, возможно, среди этих пятнадцати пермских школьников есть будущий Эйнштейн или Хокинг, который, благодаря полученным знаниям, совершит настоящий прорыв в науке. Ведь, как гласит цитата Альберта Эйнштейна, которую так ценят в фонде «Эмпатия»: «Главное — не переставать задавать вопросы». Эта фраза напечатана на сувенирной продукции, которую получили все участники смены по её завершении, как напоминание о поездке и о том, что это лишь начало большого пути.